Как быстро летит время! Вот только малыш появился на свет, сделал первые шаги, вот он — первоклашка с огромным букетом, и уже выпускные экзамены… Эмоции переполняют и подросших детей, и родителей, ведь чадам предстоит первое по-настоящему серьезное испытание, от исхода которого может многое зависеть. О том, как оставаться в ресурсном состоянии в этот непростой период, aif.ru рассказала — сертифицированный тренер PCM, психолог-консультант и коуч Анна Мусаханова.
«Универсальных советов немного, но они есть — необходимо высыпаться, придерживаться расписания, иметь здоровый баланс между работой и отдыхом, — говорит Мусаханова. -Однако самые действенные советы все же носят индивидуальный характер».
Кто вы и ваш ребенок?
По словам эксперта, согласно коммуникативной методике (Процесс Модели Коммуникации или PCM) существует 6 типов личности. В каждом из нас есть все шесть, но в разных пропорциях, ведь только один из них является нашим базовым, основным. У каждого типа личности есть свои сильные стороны, предпочтительный канал коммуникации, психологическая потребность, предсказуемое поведение в стрессе и многое другое. Как дети, так и родители с разными типами личности будут вести себя по-разному в напряженный экзаменационный период. И старшие, и младшие члены семьи должны учитывать тип личности друг друга, чтобы понимания между ними было больше, а конфликтов — меньше.
Логик. Организованный, дисциплинированный, ясно и четко мыслящий. В период экзаменов он продемонстрирует усердие и серьезный подход к делу. В общем,- мечта любого родителя. Но если логик — это родитель, а у ребенка другой тип личности, то в отношениях могут быть проблемы, поскольку «логичные» мамы и папы будут ожидать от ребенка четкого, ответственного подхода и вряд ли удержатся от упреков и разочарования, если их ожидания не совпадут с реальностью.
Деятель. Обаятельный, находчивый. Даже если что-то недоучил, всегда найдет самый короткий способ, как успешно сдать экзамен, ведь его сильные черты — предприимчивость и многозадачность. Родитель с этим типом личности также предложит рабочие варианты. Если в семье хотя бы один Деятель — уже хорошо. А если два — успех точно в кармане. Но посидеть за учебниками, тем не менее, не помешает.
Упорный. Наблюдательный, преданный, сознательный. Если видит главную ценность в учебе, то, как и Логик, проявит усердие. Но если его интересы — в другой области (спорт, творчество), то все силы направит только туда. Но если Упорный имеет любимый предмет — то достигнет в его изучении высот, пренебрегая всеми прочими. Если же Упорным является родитель, он будет ждать от своего ребенка лишь «совершенства», отчего может проявлять излишнюю критичность и скупость в похвале.
Душевный. Чувствительный, заботливый, сопереживающий. Ребенок и родитель с этим типом личности могут слишком эмоционально проживать экзаменационный период, рисуя в голове сценарий возможных неудач. Такому ребенку важно уделить как можно больше внимания, оказать моральную поддержку, подбадривать, утешать, веселить, радовать. Если же Душевным является родитель, ему лучше поискать утешения у друзей, в идеале — у психолога, а не беспокоить своей тревогой ребенка в такой ответственный момент.
Мечтатель. Обладает богатым воображением, задумчив, спокоен. Все переживания Мечтателя внутри — там может быть много сомнений и неуверенности, но это не проговаривается, а держится глубоко в себе. Это может относиться как к родителю, так и к ребенку. Безопасно и ненасильственно вытащить Мечтателя из раковины, в которой он спрятал свои тревоги и страхи, может только хороший психолог или самый-самый близкий друг, которому Мечтатель может открыться. Насильно тянуть «к свету» и лезть в душу к такому человеку не стоит, но поискать путь к тому, чтобы он сам открылся — бесценно.
Бунтарь. Веселый, спонтанный, креативный. Для ребенка Бунтаря период экзаменов сложен из-за большого количества ограничений — нужно больше учиться, меньше видеться с друзьями, что, конечно, может стать поводом для уныния. Родитель Бунтарь иногда может слишком буйно реагировать на происходящее. Чтобы бунт не стал «бессмысленным и беспощадным», и тому, и другому может понадобиться психологическая помощь.
Поддерживайте правильно!
Чтобы поднять боевой дух ребенка во время сдачи экзаменов и сохранить с ним добрые отношения в этот напряженный период, знание о типах личности вам очень помогут. Наш эксперт рекомендует:
— Сначала разберитесь со своими страхами и тревогами. Только устойчивое позитивное состояние родителя является точкой опоры для ребенка. Если вы контролируете свое поведение, высказывания и находитесь в ресурсе, это передается и ему. Чтобы перестать бояться негативного сценария, по которому могут пойти события, спросите себя: действительно ли, если ребенок провалит экзамен или сдаст его не так, как вам бы хотелось, это будет непоправимой катастрофой? Решите, что будете делать, если всё случится именно так. И тогда вы поймете, что даже если такое произойдет, это еще не конец света, и выход обязательно найдётся.
— Проясните источник беспокойства ребенка, но делайте это деликатно. Ищите нужные слова и произносите их в нужный момент. Неразговорчивые дети, которых много среди Мечтателей, переживания держат в себя, что лишь усиливает их беспокойство. Их надо осторожно разговорить, но при этом не стоит с напором лезть им в душу..
— Придумайте напутственные слова. Но поддержкой они станут, только если идут от души, и соответствуют ожиданиям ребенка (а не вашим собственным). Просто позвольте ребенку быть самим собой, и продемонстрируйте ему ваше полное принятие. Сложные детальные наставления и демонстрация ожиданий ничего уже не изменят, но могут сбить настрой.
— Учитывайте психологические потребности ребенка. В период экзаменов это важно как никогда. Эти потребности разные у каждого типа личности. Для Логика принципиально важно иметь возможность планировать время и получать подтверждение своей экспертности. Упорному необходимо давать понять, что вы видите, как он предан делу, как вкладывается в него. Душевному нужно получать подтверждение того, что он ценен вне зависимости от результатов экзаменов, его любят при любых обстоятельствах. Мечтатель требует уединения. Бунтарю не обойтись без игрового контакта даже в такой сложный и ответственный период. Деятель ищет возбуждения, рутина угнетает его. И ничто так не стимулирует Деятеля в моменте так, как комплимент. Причем, не бойтесь перехвалить — всё равно не получится.
— Используйте нужную мотивацию. Внутренняя мотивация есть у Логиков, Упорных и Душевных. Они обязательно доведут дело до конца, даже если оно им не сильно интересно. А вот Деятель, Бунтарь и Мечтатель нуждаются во внешнем стимуле, а значит, в определенной форме контроля.
— Встречайте ребенка в хорошем настроении. Спокойно обсудите, как прошел экзамен. Знайте, что ребенок может прийти расстроенным, обеспокоенным, раздраженным, злым. В любом случае окажите ему поддержку, так ему будет проще восстановиться, и найти в себе силы двигаться дальше.
Удачи на экзаменах!