Сейчас морской транспорт незаменим для мировой экономики, так как обеспечивает около 80% объема мировой торговли. Но суда работают, в основном, на дешевом, энергоемком тяжелом топливе, дающем около 2,9% мировых антропогенных выбросов парниковых газов. А это, как известно, одна из причин глобального потепления.
Ученые Оксфордского университета (Великобритания) проанализировали возможность перевести морской транспорт на «зеленый» аммиак, то есть производимый только с использованием возобновляемых источников энергии, к 2050 году. Результаты моделирования разных аспектов отрасли, которые необходимо скорректировать ради нового топлива, опубликованы в журнале Environmental Research: Infrastructure and Sustainability.
Дорогое удовольствие
Согласно прогнозам ученых, переход на «зеленый» аммиак в качестве морского топлива потребует инвестиций в суммарном размере не менее 2 трлн долларов США. Для сравнения — бюджет правительства США на 2024 год составляет 1,6 трлн долларов. Бюджет РФ — менее 389 млрд долларов (по курсу на момент публикации).
Такие траты обусловлены тем, что придется полностью перестроить инфраструктуру. То есть, не только модернизировать или заменить суда и портовое оборудование, но и создать новые производства «зеленого» аммиака и установить новые логистические пути. Например, в Австралии, Марокко, Мавритании и Омане нужно инвестировать в организацию производства и поставок, а в сферу спроса — в Китае, США, Бразилии и Индии.
Чтобы привлечь инвесторов, правительствам придется вводить новые условия для бизнеса или стимулировать проекты по возобновляемым источникам энергии: строительству ветропарков, солнечных электростанций и других. Кроме того, в развивающихся странах, которые и должны принять значительную долю производства, необходимо доработать систему безопасности для инвестиций.
Новые топливные гиганты
Согласно экономическим прогнозам, к 2050 году главными потребителями топлива будут те же страны, которые сейчас зависят от дальних морских перевозок: США, Сингапур, Япония, Южная Корея, Китай, Бразилия, Индия, Австралия, Южная Африка и Малайзия. На их долю придется почти 60% судоходного топлива.
При этом аммиак требует бОльших затрат на транспортировку на большие расстояния, чем нефть и нефтепродукты, поэтому организовать его производство придется неподалеку от центров потребления. Дешевле производство «зеленого» топлива там, где естественным путем можно получить больше солнечной энергии. Из-за этого страны-производители нефти потеряют часть своего влияния.
«Сейчас сырая нефть транспортируется на очень большие расстояния и разделяется на тяжелое нефтяное топливо ближе к узлам спроса. «Зеленый» аммиак будет производиться вблизи экватора в странах с высоким солнечным потенциалом и свободными землями, а потом поставляться в региональные центры спроса на морское топливо», — говорится в исследовании.
Наилучшие перспективы для производства — на севере и западе Австралии, которая, по прогнозам, станет основным поставщиком на азиатские рынки. На ее долю будет приходиться половина производства всего топливного аммиака — из-за высокой потребности у стран Азии. Крупные производственные кластеры также прогнозируются в Чили (для Южной Америки), Калифорнии (для западной части США), Северо-Западной Африке (Европы) и на юге Аравийского полуострова (для удовлетворения местного спроса и некоторых частей Южной Азии).
Легче начинать
Несмотря на то, что придется серьезно перестроить отрасль, авторы исследования считают аммиак наиболее перспективной альтернативой традиционному топливу в морской отрасли. Дело в том, что система производства уже отлажена: аммиак активно используют, например, для удобрений. Для обеспечения потребностей судоходства, объемы производства в мире нужно будет увеличить в несколько раз: со 180 млн до 602-750 млн тонн ежегодно.
«Переход к судоходству, работающему на аммиаке, может начаться в небольшом количестве стратегических портов, которые могут стать «зелеными судоходными коридорами». Ориентация на 10 крупнейших портов с наибольшим спросом на топливо в мире может удовлетворить 21% мирового спроса на топливо», — говорится в статье.
При этом, в разных регионах мира разная интенсивность судоходства, а значит — и объемов потребления топлива. Поэтому ориентация не на глобальные, а на региональные цифры поможет при том же подходе (ориентации на 10 крупных портов региона) заменить более 60% топлива в Океании, Северной Африке, Южной и Юго-Восточной Азии.