Недавнее исследование, проведенное в Дрексельском университете (США), впервые показало, как мозг входит в состояние творческого потока. Исследование опубликовано в издании Neuropsychologia.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что для достижения состояния творческого потока необходимы два ключевых фактора: обширный опыт, который приводит к формированию сети нейронов мозга, специализированных на порождении определенного типа идей, а также «отпускание», чтобы позволить этой сети функционировать практически без сознательного контроля.
Состояние творческого потока был впервые изучен психологом Михаем Чиксентмихайи. Он определил его как «состояние, в котором люди так поглощены деятельностью, что все остальное не имеет значения; это настолько удовлетворительный опыт, что люди готовы заниматься этим напряженной работой ради самого процесса».
В результате многолетней практики мозг формирует специализированную сеть нейронов, автоматически порождающую определенный тип идей – в данном случае музыкальных – с минимальными умственными усилиями. В таком случае сеть исполнительного контроля мозга уменьшает свое влияние, чтобы музыкант мог «освободиться» и играть практически на автопилоте.
Ученые проанализировали высокодетализированные электроэнцефалограммы 32 джазовых гитаристов, некоторые из которых были опытными, а другие – новичками. После оценки мастерства игры со стороны экспертов по джазовой музыке и опроса музыкантов относительно их впечатлений, было установлено следующее.
Гитаристы с обширным опытом чаще и интенсивнее переживали состояние потока, чем начинающие музыканты. Однако опыт – не единственный фактор, способствующий творческому потоку. Исследование показало, что состояние творческого потока ассоциируется с повышенной активностью в областях слуха и чувствительности левого полушария, отвечающих за восприятие и произведение музыки. Кроме того, оно было связано с уменьшением активности в передней доле головного мозга – области контроля.
Лидер исследования Джон Куниос отметил: «Как говорил великий джазовый музыкант Чарли Паркер: ‘Вы должны освоить свой инструмент. Потом тренируетесь, тренируетесь, тренируетесь. И потом, когда вы, наконец, встаете на сцену, забудьте обо всем этом и просто испытывайте»’.