11.05.2021

Ученые опровергли. Высшее образование не влияет на молодость мозга?


Связь высшего образования и работы мозга долгое время подвергалась разнообразным изучениям со стороны ученых. Чаще всего утверждалось, что обучение в вузах помогает человеку развивать мозг и становится своеобразной защитой от разных возрастных изменений. Именно последних многие боятся больше всего, так как они могут становиться причиной развития деменции в возрасте.

Однако новое исследование, которое провели специалисты Университета Осло в Норвегии, показывает, что утверждение о том, что «получение высшего образования равно профилактике изменений мозга», не имеет под собой причинно-следственной связи. То есть получение образования, различных степеней не становится 100%-й гарантией того, что с возрастом мозг не начнет уменьшаться в размерах.

В своем исследовании ученые задались вопросом, связан ли уровень образования людей с таким маркером старения мозга, как атрофия или истончение мозговой ткани. И в целом, согласно полученным данным, такой связи обнаружено не было.

В рамках эксперимента провели МРТ-сканирование мозга (процедуру осуществляли испытуемым дважды в течение 11 лет), участие в исследовании приняли больше 2000 европейцев в возрасте от 29 лет до 91 года. Было показано, что более высокий уровень образования лишь «умеренно» связан с большим объемом мозговой ткани. И люди с таким уровнем образования с течением времени также быстро теряли мозговую ткань, как и люди с меньшим количеством лет обучения. Такие результаты «предполагают, что образование, похоже, не оказывает никакого защитного воздействия на то, как меняется мозг со временем», — отметил исследователь Андерс Фьелл, профессор Университета Осло в Норвегии.  

И. Е. Репин. Портрет И. М. Сеченова, русского физиолога, 1889 год.

При этом, как отмечают другие иностранные эксперты, это исследование ни в коей мере не обесценивает другие плюсы образования для мозга. Есть мнение, что образование не предотвращает возрастных изменений, но позволяет людям легче и лучше их переносить. Так, у более образованных людей, возможно, больший «когнитивный резерв», вследствие чего они могут поддерживать большую остроту ума при старении мозговой ткани. Также более глубокое образование может косвенно защищать человека от других факторов развития старческих изменений в мозге. Так, например, люди с высшим образованием могут иметь более высокий доход, лучше питаться, иметь больше возможностей для физической активности — это защита от сердечно-сосудистых аварий, развития диабета и артериальной гипертензии, которые также могут приводить к деменции.

Андерс Фьелл соглашается с тем, что новые результаты не опровергают пользу высшего образования для человека, но при этом отметил, что они оспаривали идею о том, что образование может каким-то образом защитить от старения мозга.

Мнение специалиста

«Когда мы говорим про уровень образования, надо понимать, что это изолированный фактор. Конечно, сам уровень образования, включая высшее, не включенный никуда, не выполняет никакую функцию», — говорит кандидат психологических наук, психоаналитик, клинический психолог высшей категории, доцент Алексей Мелехин.

Специалист отмечает, что по сей день считается, что наличие высшего образования является психологическим ресурсом, обеспечивающим благополучное старение. Но тут стоит понимать, что такое актуально при одном условии — если человек как-то реализует свое образование. «В рамках собственного диссертационного исследования я показал, что уровень образования вносит вклад в риски истощения когнитивных ресурсов в позднем возрасте. Также было показано, что наличие высшего образования является компонентом, обеспечивающим контроль и регуляцию качества жизни, но опять же, если человек использует те или иные стратегии. Само же наличие высшего образования как количество лет, которое человек потратил на обучение, не является индикатором благополучного старения или когнитивного старения, если мы говорим про мозг», — говорит Алексей Мелехин.

Фактически уровень образования будет иметь значение, отмечает психоаналитик, в том случае, если человек умеет интегрировать способности и знания, полученные в ходе обучения, чтобы, например, получать больше удовольствия от жизни. Он должен использовать какие-то полученные в ходе обучения схемы поведения, стратегии, применять кумуляцию знаний, умений и навыков в жизни. «Познавательный образ жизни, позитивный стиль восприятия, коммуникативность, социальная активность, когда человек видит, что он хочет, стремится к этому, имеет и краткосрочные, и долгосрочные планы, обладает физической активностью, социальными отношениями — все это положительно влияет на благополучное старение, в том числе и мозга», — отмечает Алексей Мелехин.

Специалист отдельно подчеркивает, что уровень образования для поддержания здоровья мозга должен быть куда-то вписан и не исчисляется количеством лет. Важно, отмечает Алексей Мелехин, что человек оттуда берет. «Если человек смотрит на фактор образования вне взаимодействия с другими факторами, то это все равно, что положить ручку на стол и сказать, что вот, это ручка. А что с ней делать, как писать вне контекста, вне жизненной задачи, непонятно. И в такой аналогии просто рассуждать об уровне образования — это ни о чем», — говорит Алексей Мелехин.

Таким образом, просто уровень образования с точки зрения проведенных на ученической скамье лет не поможет защититься от старения мозга. А вот уровень образования, который измеряется в совокупности навыков, интегрированных в повседневную жизнь, когда человек понимает, что и как хочет реализовать, является действительно благополучным фактором, влияющим позитивно на когнитивное здоровье со стороны памяти, мышления, любознательности и внимания.



Источник

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *