Статья посвящена одному из малоизвестных эпизодов войны на море в ходе Второй мировой войны — боевому походу немецкой подводной лодки U-862 к берегам Австралии и Новой Зеландии. Это был единственный У-боот, действовавший в этом регионе. Описываются также технические характеристики лодки и ее вооружения.
Большинство у нас думает, что немецкие подводные лодки всей своей мощью обрушивались только на союзные конвои, следовавшие в Мурманск и Архангельск. На самом деле, для них это был третьестепенный фронт — ведь шла Битва за Атлантику.
Германское военно-морское руководство уже вскоре после начала новой Мировой войны вернулось к идее, родившейся еще в годы Первой Мировой войны, — блокаде Британских островов, в огромной степени зависевших от морских поставок сырья и продовольствия.
На первом этапе подводной войны У-бооты действовали в основном на западных подходах к берегам Британии, а позднее также и на коммуникациях в Северной и Центральной Атлантике. После вступления в войну США на какое-то время одним из основных районов действий стали воды у восточного побережья Северной Америки, Мексиканский залив и Карибское море.
Введение системы конвоев, активные действия противолодочной авиации, как берегового базирования, так и авианосной; внедрение всё более совершенных систем гидроакустики, радиолокации, радиопеленгации, взлом немецких шифров к маю 1943 года привели к совершенно неприемлемому уровню потерь германских субмарин. Это стало одной из основных причин перемещения значительной части У-боотов в новые районы деятельности. Этому способствовали и всё более настойчивые просьбы Японии, не добившейся существенных успехов в подводной войне в Индийском и Тихом океанах, о помощи.
Гроссадмирал Карл Дениц так писал об этом периоде:
«Я пришел к выводу, что мы стоим перед лицом горькой необходимости продолжать борьбу. Подводные силы не могли одни выйти из войны и стать свидетелями того, как бремя, которое они до сих пор несли, всей своей тяжестью дополнительно обрушится на остальные части германского вермахта и на немецкое гражданское население.» [1, стр. 426]
Еще в октябре 1942 года немецкие подводные лодки впервые появились у восточного побережья Южной Африки в водах Индийского океана. А 15 июля 1943 года первая немецкая подлодка U-511 (кодовое обозначение «Marco Polo I») типа IXC вошла в Пенанг, ставший с 20 января 1942 года базой японских подводных лодок в оккупированной Юго-Восточной Азии. Эта лодка по просьбе Японии была передана ей как для изучения и возможного копирования, так и в счет частичной оплаты за поставки японцами каучука, олова и другого сырья.
23 августа 1943 года в Пенанг вошла U-178 типа IXD2. Большие подводные лодки типа IXD2 (построено 28 единиц) строились для крейсерства в отдаленных районах Мирового океана. Серьезным достоинством этих лодок являлась их огромная надводная дальность плавания. При нормальном запасе топлива (442 т) и скорости 12 узлов она составляла 23 700 морских миль, а при 9 узлах и приеме дополнительного топлива в часть балластных цистерн доходила до 32 000 миль. Однако, IXD2 имели серьезный недостаток — сравнительно большое время погружения, что увеличивало их уязвимость при атаках противолодочных сил противника, в первую очередь авиации.
Общее расположение лодки типа IXD2
1 -Волнорезы носовых торпедных аппаратов
2 — Носовые горизонтальные рули
3 — Носовые торпедные аппараты
4 — Дифферентная цистерна
5 — Носовой торпедный отсек
6 — Носовой торпедоперегрузочный люк
7 — Торпедозаместительная цистерна
8 — Кладовая
9 — Гальюн (левый борт)
10 — Охлаждаемая провизионная кладовая
11 — Кают-компания старшин
12 — Аккумуляторный отсек
13 — Камбуз
14 — Артиллерийский погреб
15 — Офицерская кают-компания
16 — Гидроакустическая рубка
17 — 105-мм орудие
18 — Каюта командира (левый борт)
19 — Радиорубка (правый борт)
20 — Боевая рубка
21 — Мачта шноркеля
22 — Центральный пост
23 — Зенитный перископ
24 — Командирский перископ
25 — Килевой балласт
26 — 20-мм орудия
27 — Контейнеры для Bachstelze
28 — Дизель-генераторы
29 — 37-мм орудие
30 — Дизельные двигатели
31 — Дизельный отсек
32 — Прочный корпус
33 — Электромоторный отсек
34 — Легкий корпус
35 — Кормовой торпедоперегрузочный люк
36 — Гальюн (правый борт)
37 — Кормовой торпедный отсек
38 — Кормовые торпедные аппараты
39 — Кормовые горизонтальные рули
40 — Волнорезы кормовых торпедных аппаратов
Основные ТТХ подводных лодок типа IXD2
Надводное/подводное водоизмещение, т — 1616/1804
Длина наибольшая, м — 87,6
Ширина, м — 7,5
Осадка, м — 5,4
Скорость надводная/подводная — 19,2/6,9
Подводная дальность плавания при скорости 4 узла, миль — 60
Рабочая глубина погружения, м — 200
Торпедное вооружение:
4 носовых и 2 кормовых 533-мм ТА
26 торпед или 72 мины
Артиллерийское вооружение:
1×105-мм (SK C/32) с боезапасом 150 выстрелов
1×37-мм (Flak M42), 2575 выстрелов
2×2 — 20-мм (C/30), 8100 выстрелов
Экипаж (в том числе офицеров), чел. — 57-64 (4-7)
Экипаж U-862 состоял из 7 офицеров (командир, три вахтенных офицера, два инженера-механика и доктор) и 57 фельдфебелей, унтер-офицеров и матросов.
Пропульсивная установка двухвальная. На каждый вал работали девятицилиндровый четырехтактный дизель с наддувом фирмы MAN типа M9V40/46 мощностью 2200 л. с. при 470 об/мин и двухъякорный гребной электродвигатель фирмы Siemens-Schuckert типа 2 GU 345/34 мощностью 500 л. с. в двигательном режиме и 710 л. с. — в генераторном. Гребные винты трехлопастные диаметром 1,85 м.
Кроме того, для зарядки аккумуляторных батарей могли служить два автономных дизель-генератора с четырехтактными шестицилиндровыми дизелями фирмы MWM типа RS34.5S мощностью по 500 л. с.
Аккумуляторная батарея типа 44MAL740 состояла из двух групп с 62 элементами в каждой. Напряжение могло регулироваться в пределах 110-170 и 220-340 В. Срок службы батареи составлял 15-21 месяц.
Шноркель заваливающегося типа с гидроприводом. Головка шноркеля имела резиновое противорадиолокационное покрытие.
ПГ- парогазовый; Т — торпедная батарея; Э — электродвигатель; пассн — пассивная акустическая система самонаведения
Согласно достигнутым между властями Японии, Германии и Италии договоренностям, корабли и суда европейских стран «оси» могли с весны 1943 года использовать японские базы в Пенанге, Сингапуре, Джакарте и Сурабае.
Исходя из этого, под руководством Деница был разработан план операции «Monsun» («Муссон»). 11 боевых лодок первой группы при поддержке подводной лодки-танкера (только две лодки группы относились к типу IXD2, а остальным требовалась бункеровка на переходе) должны были выйти из своих баз в середине июня, чтобы достичь района боевых действий в Индийском океане в сентябре, в конце сезона муссонов. Во время этого сезона (июнь–сентябрь) штормовая погода и ливневые дожди сильно затрудняли действия субмарин.
Всего же с 28 марта 1943 по 16 апреля 1945 года в Индийский океан были направлены 44 У-боота, включая транспортные. Добраться туда удалось только части из них, а остальные были потоплены на переходе или вернулись по различным причинам. Например, из 11 лодок первой группы только пяти удалось обогнуть мыс Доброй Надежды и войти в состав Gruppe Monsun (Группа «Муссон»). Всего же были потоплены 29 лодок, 1 лодка вернулась на переходе, передана Японии в Пенанге — 1, захвачены японцами после капитуляции Германии — 6, две сдались союзникам после капитуляции Германии и только пяти удалось вернуться в свои европейские базы. У-бооты «Монсуна» потопили в общей сложности 33 судна водоизмещением 191 860 тонн. Кроме того, лодки выполняли и транспортные задачи, доставляя необходимое для Японии сырье, материалы и оборудование, а в Германию — молибден, вольфрам, олово, опиум, хинин.
Одной из таких лодок была U-862 типа IXD2, получившая известность своим эпическим походом к берегам Австралии и Новой Зеландии.
U-862 строилась на судоверфи AG Weser в Бремене и была передана флоту 7 октября 1943 года. Ее первым и единственным командиром стал капитан-лейтенант Хайнрих Тимм (Kapitänleutnant Heinrich Timm, 1910-1974), с 5 июля 1944 года — капитан 3-го ранга (Korvettenkapitän).
Х. Тимм к этому времени уже имел серьезный морской и боевой опыт. Хайнрих родился в семье капитана торгового флота и, достигнув 18 лет, пошел по его стопам. На борту немецких «торгашей» побывал во многих уголках Мирового океана, в том числе и в Юго-Восточной Азии, где ему пришлось воевать полтора десятка лет спустя.
В 1933 году молодой моряк решил связать свою судьбу с Кригсмарине, где ощущалась острая нехватка офицеров. После обучения в военно-морском училище в Мюрвике и окончания различных практических курсов в 1935 году он получил первое офицерское звание.
Затем служил вахтенным офицером на миноносцах и тральщиках, а после начала Второй мировой войны и присвоения звания обер-лейтенанта стал командиром тральщика «M-7». И здесь его ждал первый боевой успех и первая награда.
9 января 1940 года экипаж «M-7» в Гельголандской бухте обнаружил и атаковал британскую субмарину «Starfish». После длительного преследования поврежденная «англичанка» была вынуждена всплыть и поднять белый флаг. Благодаря быстрым и решительным действиям Х. Тимма весь экипаж тонущей британской лодки удалось спасти.
За эту победу Тимм был награжден Железным крестом второй степени, ему было присвоено звание капитан-лейтенанта. В мае 1940 года за героизм, проявленный в ходе Норвежской кампании, был отмечен Железным крестом первой степени.
В марте 1941 года Тимм подал рапорт о желании служить на подводных лодках. После прохождения курса подготовки в учебной флотилии в конце сентября был назначен командиром U-251 типа VIIC.
Будучи командиром U-251, он совершил 9 боевых походов в Арктику, действуя против конвоев, следовавших в северные порты СССР, включая широко известный PQ-17, потопил два судна. В ходе операции «Wunderland» артиллерийским огнем уничтожил советскую метеостанцию на острове Уединения в архипелаге Новая Земля.
В июне 1943 года U-251 стала на ремонт, и ее экипаж был направлен на приемку новой субмарины U-862. Вступившая в строй лодка с 7 октября 1943 до 30 апреля 1944 года входила в состав 4-й учебной флотилии, и на полигонах южной Балтики осуществлялась проверка механизмов и обучение личного состава. В мае лодка была оснащена шноркелем — устройством для работы дизелей на перископной глубине.
Следует отметить, что U-862 получила наиболее совершенное для германского флота того времени электронное оборудование. Хотя, если оно далеко превосходило примитивное оснащение советских ПЛ, то катастрофически уступало более совершенной технике британских, а тем более американских, субмарин.
U-862 была оснащена пассивной гидроакустической станцией Gruppen-Horch-Gerät (GHG Balkongerät), позволявшей с некоторой точностью определить пеленг и дистанцию до цели — одиночного судна на дальности до 20 км при благоприятных гидрологических условиях, конвоя — до 100 км.
Для предупреждения об облучении лодки радиолокаторами противника, вероятно, служили FuMB-29 Bali и FuMB-26 Tunis. РЛС FuMO 61 «Hohentwiel» позволяла обнаруживать крупнотоннажные суда на дистанции до 13 км.
Для наблюдения на большие дистанции (35-45 км) можно было использовать безмоторный одноместный автожир Focke-Achgelis FA-330 Bachstelze. Это было своего рода летающее кресло, оснащенное трехлопастным воздушным винтом диаметром 7,32 м связанное с лодкой буксирным тросом и телефонным кабелем. Автожир хранился в разобранном виде в двух герметичных цилиндрических контейнерах. Четыре человека могли собрать его за три минуты.
Для подъема «Bachstelze» в воздух лодка должна была следовать полным ходом против ветра. Набегающий поток раскручивал винт до 130-360 об/мин и аппарат поднимался в воздух, достигая высоты 100-150 м. Интересно отметить, что на U-862 пилотом автожира был… корабельный доктор.
Перед выходом в боевой поход лодка приняла ценный груз — вместо части твердого балласта в ее киль загрузили сосуды с ртутью (по некоторым данным — до 100 тонн) для Японии.
20 мая 1944 года боеготовая (Frontreif) лодка вышла из Киля в Норвегию, а 24-го после бункеровки покинула Флеккерфьорд, расположенный на юге этой страны, намереваясь выйти в Атлантику через проход между Фарерскими островами и Исландией. Конечным пунктом назначения был Пенанг.
Однако, это был район особой активности британской противолодочной авиации, совершавшей ежесуточно 25-30 патрульных полетов. Индикатор радиолокационного облучения U-862 почти не замолкал, ситуация усугублялась тем, что наступил период белых ночей. В этой обстановке всплытие для зарядки аккумуляторных батарей и пополнения запасов воздуха грозило почти неминуемой гибелью. Так, с 16 по 28 мая британская авиация потопила шесть вышедших из Норвегии лодок, а U-958 была вынуждена вернуться, получив тяжелые повреждения.
26 мая Тимм получил разрешение вернуться к норвежским берегам. На этот раз было принято другое решение — следовать вдоль побережья в северный норвежский порт Нарвик, а оттуда попытаться прорваться в Атлантику, обогнув с севера остров Ян-Майен и, прижимаясь к кромке льдов, пройти Датским проливом между Исландией и Гренландией.
30 мая U-862 прибыла в Нарвик, пройдя после выхода из Киля около 2000 миль. Здесь лодке пришлось стать в плавдок для ремонта — открылась течь в одной из топливных цистерн, что стало бы смертельной угрозой для лодки, демаскируя ее радужным следом. 3 июня, приняв топливо и продовольствие, лодка навсегда покинула европейские воды.
Одним из сложнейших этапов перехода был Датский пролив. Расстояние между побережьем Исландии и прилегающей к гренландским берегам полосой сплошных льдов составляло всего лишь 30–40 миль, а в Исландии располагались военно-воздушные базы союзников. Стоял густой туман, иногда видимость падала до 5–6 метров, а на пути нередко встречались плавучие льдины. Периодически срабатывал индикатор радиолокационного облучения — в воздухе кружили противолодочные самолеты противника, но в эти моменты туман становился спасителем.
12 июля на подходах к экватору впервые было обнаружено торговое судно — танкер тоннажом около 10 000 GRT, но из-за его высокой скорости преследование затянулось, и, экономя топливо, Тимм от дальнейшей погони отказался.
14 июля субмарина в подводном положении пересекла экватор, что сопровождалось соответствующей моменту церемонией, в роли Нептуна выступил командир. Одним из атрибутов торжества был приветственный напиток морского царя, который должен был выпить новичок — смесь соляра, машинного масла, касторки, перца и соли.
Пройдя Остров Вознесения, где располагалась военно-воздушная база противника, Тимм вздохнул с облегчением и принял решение большую часть суток следовать в надводном положении. Наконец-то подводники могли подышать свежим воздухом, провентилировать отсеки, провонявшиеся запахами топлива и машинного масла, камбуза и гальюнов, немытых тел и гниющих овощей, просушить сырую одежду и постельное белье.
Утром 24 июля был обнаружен американский пароход «Robin Goodfellow» (6885 GRT), следовавший из Кейптауна в Бразилию. U-862, следуя в надводном положении, заняла удобную для атаки позицию, погрузилась и выпустила две торпеды Т-5 «Zaunkönig» с акустической системой самонаведения. А затем подводникам пришлось пережить несколько тревожных минут — гидроакустик неожиданно доложил, что шум винтов торпеды усиливается. Тимм приказал нырять на 40 метров и остановить двигатели. Торпеда описывала циркуляции над лодкой в поисках цели до тех пор, пока ее аккумуляторная батарея не разрядилась. Вторая торпеда также в цель не попала.
Тимм решил всплыть и продолжить погоню. Заняв удобную позицию, U-862 выпустила веер из трех «нормальных» торпед. Пораженный ими «американец» затонул в течение 10 минут со всем экипажем.
По мере движения на юг погода ухудшалась, ветер и волнение резко усилились, что вело к падению скорости и увеличению расхода такого драгоценного топлива. Особенно тяжело было вахтенным на мостике, который периодически полностью погружался под гребни волн, идущих со стороны Антарктики.
3 августа U-862, огибая мыс Доброй Надежды, достигла самой южной точки своего перехода. Теперь, согласно полученному приказу BdU (Befehlshaber der Unterseeboote — Командующий подводными лодками), курс лежал на север — к Мозамбикскому проливу, а затем к Аденскому заливу, через который проходили важные коммуникации противника.
Погони за судами серьезно сказались на запасах топлива, и обеспокоенный этим Тимм решил в надводном положении следовать самым экономическим, хотя и медленным (7 узлов), ходом. Этому способствовала особенность конструкции силовой установки лодок IXD2. Кроме двухвальной главной энергетической установки они оснащались двумя вспомогательными дизель-генераторами мощностью по 500 л. с., предназначенными для зарядки аккумуляторных батарей. При наиболее экономическом режиме на один вал работал на средних оборотах дизель, а другой вал вращал гребной электродвигатель, питавшийся от аккумуляторов, которые в свою очередь заряжались вспомогательным дизель-генератором.
По мере приближения к Мозамбикскому проливу погода стала улучшаться, а затем наступил полный штиль, и море стало походить на зеркальную поверхность. В этих условиях лодка становилась крайне уязвимой для атак с воздуха, и Тимм решил в светлое время суток следовать в подводном положении, хотя и ночью предательский фосфоресцирующий кильватерный след демаскировал лодку.
Для экипажа лодки наступили тяжелые времена — температура в отсеках доходила до 50 градусов, что сочеталось с высокой влажностью. Запасы пресной воды предназначались только для приготовления пищи и питья, а опреснитель с максимальной производительностью всего лишь 240 литров в сутки, в основном производил дистиллят для пополнения аккумуляторных батарей. Только изредка можно было воспользоваться импровизированным душем с забортной водой, оборудованном в уголке дизельного отсека. Если офицеры могли «насладиться уютом» своих тесных коек, то команде приходилось довольствоваться «тёплыми койками», в которых по очереди спали свободные от вахты. Доктору не приходилось радоваться отсутствию работы — гнойники, фурункулы, потница и прочие кожные заболевания дополняли запоры от малоподвижной жизни и однообразной пищи.
Не следует думать, что англичане пребывали в неведении о местонахождении немецких лодок в этом районе. На самом деле, расположенная в Коломбо британская разведывательная и криптографическая служба (Far Eastern Combined Bureau) постоянно «держала руку на пульсе» и отслеживала все перемещения У-боотов, используя данные радиоперехватов и взломанные шифры машины «Энигма». Однако, недостаток эскортных сил в этом районе не позволял обеспечить надежную охрану торгового судоходства.
13 августа была обнаружена очередная цель — британский «торгаш» «Radbury» (3614 GRT), следовавший из Лоренсу-Маркеш в Момбасу. Пароход шел регулярным и вполне предсказуемым противолодочным зигзагом. Дождавшись темноты, подводники вышли в торпедную атаку, ориентируясь по фосфоресцирующему кильватерному следу цели. Веер из первых трех торпед прошел мимо, поэтому, сблизившись на дистанцию в 1000 метров, были выпущены еще две торпеды. Они попали в цель, и пароход быстро затонул.
Освещая место его гибели прожектором, подводники помогли спасательной шлюпке «Radbury» подобрать с воды жертв катастрофы и, снабдив их сигаретами и указав курс до ближайшего берега, продолжили свой путь на север.
Следуя Мозамбикским проливом, Тимм решил воспользоваться полным штилем и провести трудоемкую и опасную работу по перегрузке запасных торпед из палубных контейнеров внутрь субмарины. Был открыт торпедоперегрузочный люк, вооружена грузовая стрела с талями, и перегрузка началась. В таком состоянии в случае неожиданного появления самолетов или кораблей противника лодка не смогла бы быстро погрузиться и стала бы легкой добычей.
Утром 16 августа была обнаружена очередная цель — британский пароход «Empire Lancer» (7037 GRT), следовавший из Дурбана на Мадагаскар. Дождавшись ночи, лодка вышла в атаку и поразила пароход тремя торпедами. Вдобавок к этому, сдетонировали находившиеся в трюме боеприпасы, и судно затонуло в течение минуты.
U-862 невероятно везло на добычу — утром 19 августа акустик снова уловил шум винтов парохода (шум судна с паровой машиной специалист легко отличит от звуков, издаваемых дизельным или паротурбинным двигателями), следовавшего встречным курсом.
Тимм не преминул воспользоваться этим обстоятельством и решил атаковать днем, однако выпущенная торпеда прошла мимо цели, возможно, из-за того, что цель следовала неравномерным противолодочным зигзагом. Он продолжил преследование, рассчитывая предпринять новую атаку с наступлением темноты.
Стемнело, преследуемый пароход можно было обнаружить только по фосфоресцирующему кильватерному следу. Сблизившись в надводном положении на дистанцию около 1000 метров, в 19:40 немцы выстрелили две торпеды. Через 58 секунд разверзся настоящий ад. Прогремела серия мощных взрывов, над судном поднялся стометровый столб пламени. Взрывная волна сбила с ног всех, находившихся на мостике субмарины, а находившиеся внутри подводники решили, что их поразила своя же торпеда. Обломки судовых конструкций пролетали над лодкой или с грохотом падали на ее палубу, в течение нескольких мгновений пароход буквально дезинтегрировался. Жертвой U-862 оказался транспорт боеприпасов «Nairung» (5414 GRT), следовавший из Дурбана в Бомбей.
Прошло всего лишь несколько часов, и в 06:00 20 августа была обнаружена очередная цель — следовавший из Бейры в Аден и Порт-Судан пароход «Wayfarer» (5068 GRT). После 13 часов преследования, дождавшись темноты, когда судно сменило неравномерный противолодочный зигзаг на прямой курс, U-862 дважды его атаковала, выпустив три торпеды, одна из которых попала в цель, и «Wayfarer» затонул.
19 августа англичане дважды запеленговали работавший радиопередатчик U-862, и охоту за ней в северной части Мозамбикского пролива начали 7 самолетов с Коморских островов и три корабля.
Утром 20 августа двухмоторная летающая лодка «Каталина» 265-й эскадрильи Королевских ВВС обнаружила следовавшую в надводном положении подводную лодку. Передав в эфир «SSS» (сигнал об обнаружении ПЛ), британские летчики решили атаковать ее.
С U-862 приближающийся со стороны солнца самолет обнаружили на дистанции около 4000 метров. Поднявшийся на мостик Тимм понял, что погрузиться на безопасную глубину уже не успеют, а в момент погружения лодка превращалась в легкую добычу. Было принято решение использовать зенитную артиллерию, хотя ее долгое пребывание под водой вызывало сомнение в надежности орудий. Особенно дурной славой у подводников пользовались 37-мм автоматы.
Хладнокровно выждав, когда пикирующий самолет приблизится на дистанцию 500 м и снизится до 100 м, Тимм приказал открыть огонь. Хотя 37-миллиметровку заклинило уже после нескольких выстрелов, пораженная «Каталина» рухнула в воду, едва не зацепив крылом мостик лодки, и взорвалась.
Получив сигнал «SSS» и не дождавшись дальнейших вестей от злополучной «Каталины», английские корабли и самолеты развернули масштабные поиски подводной лодки противника. До 31 августа только «Каталины» с этой целью налетали 750 часов.
Экипажу U-862 пришлось пережить немало тревожных часов. Едва лодка пыталась всплыть, как срабатывал индикатор радиолокационного облучения — вражеские самолеты вели ее поиск. Аккумуляторная батарея разрядилась до крайне низкого уровня, росло содержание СО2 в отсеках. Даже «шноркель» опасно было использовать — его головка оставляла ясно видимый пенный след на зеркальной морской поверхности.
Поэтому, надеясь отвлечь противолодочные силы на ложную цель, подводники решили применить «Афродиту». «Aphrodite», принятая на вооружение в сентябре 1943 года, представляла собой прикрепленный на 50-метровом тросе к поплавку заполненный водородом воздушный шар диаметром 80 см с подвешенными полосами алюминиевой фольги. На экране РЛС она выглядела как подводная лодка в надводном положении.
Хотя уловка удалась и U-862 удалось ускользнуть, Тимм, принимая во внимание во внимание наличие мощных противолодочных сил на северных подходах к Мозамбикскому проливу, а также то обстоятельство, что на борту оставались всего лишь три торпеды, решил вместо Аденского залива следовать прямо в Пенанг. Его опасения не были лишены оснований — для усиления уже развернутых сил на поиски U-862 была направлена авианосная поисково-ударная группа во главе с эскортным авианосцем «Battler». Поиски субмарины в этом районе велись до 30 августа.
Продолжение следует…
Источник