«Известия»: в России могут создать реестр ответственных грузоперевозчиков
В России для борьбы с массовыми нарушениями режимов труда и отдыха водителей большегрузов могут создать реестр ответственных грузоперевозчиков. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на Минтранс и Ространснадзор.
Главной причиной таких нарушений стало отсутствие контроля за грузовыми перевозками. Все дело в том, что с 2009 года в России отменили соответствующее лицензирование. Ему на смену пришел уведомительный порядок о начале перевозочной деятельности.
Теперь власти хотят цифровизировать процесс перевозок и наладить электронный документооборот. Если идея сработает, то грузовой транспорт возьмут под онлайн-контроль. С этой целью и создается реестр, в котором будут регистрироваться грузовые автомобили, которые весят больше 3,5 тонны. Если компания не сделает этого, то не сможет заниматься грузоперевозками.
Как отметил президент национальной ассоциации грузового автотранспорта «Грузтрансавто» Владимир Матягин, в настоящее время больше половины перевозчиков занижают тарифы, действуя в серой зоне. В основном речь идет о мелких фирмах, индивидуальных предпринимателях и даже физических лицах. Однако ради сохранения рентабельности они пренебрегают соблюдением норм, установленных российскими нормативами. Как следствие, именно в этом сегменте трудовое законодательство нарушается чаще всего: так как оплачиваются только тонно-километры, водители часто работают, не соблюдая режим сна и отдыха. Они утомляются, из-за чего происходят аварии.
Между тем, по информации Ространснадзора, в апреле 2024 года о перевозочной деятельности уведомили Минтранс меньше 20 процентов от общего числа собственников большегрузов. Больше 60 процентов перевозок идет по серым схемам. Предполагается, что реестр покончит с такой практикой. В нем транспортные компании будут создавать цифровые аккаунты в реестре и загружать туда все документы. А через установленные на машинах приборы ГЛОНАСС и тахографы получится отслеживать маршруты грузовиков и время нахождения в пути.
Впрочем, Матягин опасается, что для большей части мелких индивидуальных предпринимателей и физлиц регистрация в реестре может оказаться непростой задачей. У них нет ни журналов, ни оформления, ни иного документооборота. А значит, им предстоят большие расходы, чтобы соблюсти все новые требования. Не всякий дальнобойщик согласится на такое. Поэтому мелкие компании начнут активно поглощаться крупными.
Ожидается, что соответствующий законопроект Госдума рассмотрит 23 июля.