США не прекращают подавать сигналы, что именно Китай они считают основным своим противником. Так, бывший президент, а теперь кандидат на эту должность республиканец Дональд Трамп заявил, что после победы на выборах главы государства обложит весь импорт из КНР по федеральной ставке в 60%.
Но реальная разница между китайскими товарами и импортной продукцией из других государств не станет очень сильно отличаться. Ввозная таможенная пошлина для импортных товаров некитайского происхождения будет не менее 40%. Трамп уточнил, что намерен убрать статус «предпочтительного торгового партнера» не только с Пекина, но и с абсолютного большинства прочих стран.
Таким образом, он решил продолжить то, что начал в 2018 году. При этом демократ Джо Байден в дополнение запретил деятельность ряда китайских компаний в США, начал мешать обороту ценных бумаг фирм из КНР на американских биржах, ввел запрет на поставки чипов из континентального Китая, а также выдал лишь временное разрешение на отгрузку полупроводников с Тайваня в адрес Пекина.
В настоящее время ставка пошлины в 25% действует на импорт определенных товаров из КНР на сумму в $150 млрд, т. е. фактически на 28% приобретенной продукции в 2023 году по денежной оценке. Еще на импорт определенных китайских товаров на сумму в $100 млрд действует тарифная ставка в 7,5%. Весь оставшийся поток импорта из Китая облагается пошлинами в 2-3%.
Благодаря подобным препятствиям товары из Поднебесной зачастую стали попадать в США не напрямую, а через третьи страны (Мексику, Малайзию, Сингапур, Вьетнам и другие). Именно из-за этого Мексика осенью 2023 года стала крупнейшим торговым партнером США. Канада заняла второе место, но она традиционно выступает в роли сырьевого придатка. КНР переместилась на третье место с долей 11,7% в ноябре.
Вероятно, Трамп желает сделать бессмысленным ввоз китайских товаров в США через третьи страны. Но реализует ли он это, сказать трудно, ведь порой важны не сами пошлины, а угроза их применения в виде рычага давления на другие государства, чтобы сделать их более покладистыми.
Что касается Пекина, то его экспорт падает по многим международным направлениям, кроме России, Австралии и стран Африки. Китайцам будет весьма сложно договориться с Трампом, который считает, что КНР сознательно ослабляет свою национальную валюту (юань), делая китайские товары более дешевыми, чем вредит экономике США, «выкачивая миллиарды долларов». Бороться с китайцами сложно, поэтому Трамп может решиться на фактическое закрытие американского рынка для товаров из Китая, чтобы стимулировать внутреннее производство и создание рабочих мест.
Практически нет сомнений, что любой победивший на выборах президента США будет пытаться ввести дополнительные экономические меры давления на КНР. Просто Трамп, возможно, станет делать это более жестко для поддержания имиджа «крутого парня». Он хотел бы превратить США из основного импортера в экспортера товаров, но дорогой доллар мешает это сделать.
ИИ