В начале митра была простой конусообразной шапкой, прибывшей, как и многое другое, с Востока. Говорят, что первую драгоценную митру римскому папе подарил Хлодвиг, франкский вождь, перешедший в христианскую веру. И венец, который её украшал, символизировал духовную власть викария Христа. Пробегаем, срезая всевозможные углы взаимоотношений королей и пап, прямо к началу 14-го столетия.
Король Франции Филипп Красивый, почитаемый всеми, кто читал эпопею Мориса Дрюона, страшно тяготился влиянием Рима. Тем более что на троне Святого Петра сидел в это время несгибаемый борец с ересями Бонифаций VIII. Считается, что именно этот понтифик и водрузил на митру второй венец, символизирующий земную власть римских пап. Некоторые исследователи считают это странным, поскольку Бонифаций преследовал всякую двойственность, считая её проявлением манихейства. Как бы то ни было, вторая корона появилась именно в это время. Битву с Филиппом папство проиграло и в 1309 году было переселено в Авиньон, под бок французской короне.
Хотя авиньонское пленение продлилось почти семьдесят лет, зависимость от Франции оказалась непрочной. На смену «железному» королю пришли монархи, можно сказать, «стеклянные», «оловянные» и «деревянные». Началась война с Англией, ставшая Столетней, королевство зашаталось, и сама его независимость оказалась под большим вопросом. Авиньонские папы тем временем наращивали власть. Каковы бы ни были происхождение и смысл второй короны на тиаре, появление третьей напрашивалось само собой.
Тиара Павла VI. (Wikimedia Commons / Elizabeth Roy / CC BY-SA 2.5 IT)
Если два венца посвящены Отцу и Сыну, где же Святой Дух? Если они символизируют власть духовную и земную, то где власть моральная? Третья корона появляется в середине столетия. Есть сомнения, который из авиньонских пап первым водрузил её на тиару, но промежуток времени вполне ясен. Итак, торжественный головной убор приобретает завершённый вид. Дальнейшее — дань моде, богатству, вкусу. Если в первое время её существования тиара изготовлялась из шитой серебром материи, натянутой на каркас, впоследствии её делали из металла. Дарение драгоценных тиар продолжалось. Монархи, меценаты, богобоязненные полководцы преподносили папам церемониальные головные уборы, которые оседали в сокровищнице. Наполеон, заключивший с Римом конкордат, подарил Пию VII роскошную тиару, так и названную «наполеоновской».
В 1963 году умер папа Иоанн XXIII, и на трон Святого Петра взошёл Павел VI. В это время проходил Второй Ватиканский собор, который положил начало современной истории католической церкви. Реформы, упрощение обрядов, приближение иерархии к верующим. И когда на церемонии коронации новый папа появился в тиаре, специально изготовленной и подаренной ему к этому случаю, стало понятно — символ невероятного владычества и беспредельной власти безнадёжно устарел. Павел VI положил конец традиции ношения тиары. Свою он решил выставить на торги, а вырученные деньги — потратить на помощь бедным. Драгоценный головной убор был куплен Нью-Йоркской архиепархией, где и хранится до сих пор.
Последующие понтифики могли принять тиару в подарок, ни разу её не надев. В гербе святого Иоанна Павла II сохранялась геральдическая тиара, но последние два папы убрали и её, заменив белой митрой Римского епископа. На ней три поперечные полосы — это последнее воспоминание о символе триединой власти.