Материал Алексея Добрицына.
— Как вы определяете свой творческий стиль съемки?
Не думаю, что сейчас можно говорить о каком-то особенном, лично мне присущем творческом стиле. Наиболее важной задачей для меня всегда было и навсегда останется передача, посредством визуальных приемов, смыслов, которые формулирует режиссер, минимальными средствами.
В этом контексте, вероятнее всего, наиболее точно можно попытаться вписать сюда “минимализм”, но в данном контексте “минимумом”, к которому я стремлюсь, является та сила воздействия, через которое моя работа оказывает влияние на средства выражения режиссера.
Масштаб и количество примененных инструментов не всегда отражает эту характеристику, высшей похвалой для меня всегда является характеристика отсутствия у зрителя ощущения вообще какой бы то ни было операторской работы.
— Какие видеокамеры и оборудование вы предпочитаете использовать?
При выборе любых рабочих инструментов к которым, безусловно, относится и кинокамера, я всегда руководствуюсь принципом достаточности, а именно – поиск оптимального сочетания нужных мне характеристик для достижения гарантированного результата.
В каких-то случаях, действительно, минимально необходимым может быть только «ARRI» и это, по настоящему, прекрасная камера с широчайшими возможностями как на этапе съемки, так и на постпродакшене, но всем нам приходиться сталкиваться с ограничениями и мы вынуждены искать альтернативы.
Если для решения конкретной творческой задачи достаточным станет использование дешевой «DSLR» камеры и это позволит нам сократить затраты всех департаментов для съемки сцены или кадра, то я использую именно этот вариант.
Если говорить о персональных предпочтениях именно в нюансах, то для меня очень важным является тон кожи, его цветовое многообразие и «ARRI», бесспорно, можно считать эталоном по этому параметру, но как я сказал выше – не всегда это является приоритетным, поэтому и «RED» и более дешевые альтернативы могут предоставить достаточные возможности “под задачу”.
— Как вы работаете с освещением и композицией при съемках?
Съемочный процесс – это результат совместной работы большего количества людей из разных департаментов и, как правило, происходящее непосредственно на площадке является итогом кропотливой работы, проведенной до этого.
Что касается света, то работа с ним начинается во время обсуждения сценария с режиссером, в ходе которого мы определяем задачи, которые необходимо решить на уровне Light department, после чего уже с гафером (прим. ред. гафер – старший осветитель), детально прорабатываем каждую отдельную сцену, совместно посещаем локации, отобранные для съемок, планируем количество приборов и осветителей.
Поэтому, на площадке работа сводится к тому, чтобы следовать выбранной стратегии, корректировать ее в случае необходимости и не мешать другим департаментам решать свои задачи.
— Какие программы для редактирования видео вы используете?
Сейчас я практически не прикасаюсь с постпродакшену, стараюсь присутствовать только на этапе цветокоррекции, по мере возможности. Как правило это происходит в «DaVinci Resolve».
— Как вы решаете технические проблемы во время съемок?
Если во время съемок возникает техническая проблема, значит это недоработка в ходе планирования. Самое страшное в разрешении технических проблем на съемках – это временные затраты связанные с этим, так как съемочный день стоит очень дорого и любая проволочка приводит к переработкам и увеличению бюджета съемки, ведь важно учитывать, что оператор–постановщик в глазах продюсера это еще и тот человек, который несет ответственность за технические решения, привлеченные для реализации творческой задачи.
Некоторые вещи можно и нужно страховать, такие как резервный камерный комплект на случай нештатной ситуации, но даже на высокобюджетных проектах это не всегда реализуемо. Основной способ работы с техническими неполадками основан на тщательной подготовке и проверке технических вопросов на pre-production.
Процесс съемки проекта.
— Благодаря каким приемам Вы создаете атмосферу и настроение через видео?
Атмосфера кадра, помимо композиции, достигается посредством сочетания таких элементов как: свет, художественное наполнение (работа художника-постановщика) и подбором локации. Именно на этих направлениях сосредоточена работа в подготовительный период.
Вместе с режиссером мы посещаем и отбираем наиболее соответствующие задаче локации, а с художником-постановщиком планируем детали наполнения сцены с тем, чтобы достичь наиболее выразительного результата.
Здесь нет незначительных деталей: начиная от цвета стен помещения или декорации до текстуры материала костюмов героев, и чем более детально проработаны эти вопросы, тем более атмосферным и завершенным выглядит финальный кадр.
— Как вы работаете с актерами или моделями, чтобы добиться нужной эмоциональной выразительности?
Самый простой способ добиться требуемого результата от героя в кадре – доверие. Задачу актеру или модели ставит режиссер, а от оператора-постановщика требуется только обеспечить герою комфорт (в том числе и физический), насколько это возможно в рамках съемочной площадки и тогда актер сможет достичь того состояния, которое необходимо режиссеру в кадре.
— Как вы продолжаете развиваться и совершенствовать свои навыки в области кинооператорства?
Сейчас нам доступен огромный объем информации, многие операторы делятся своими наработками в социальных сетях, некоторые ведут профессиональные веб-сайты, крупные зарубежные отраслевые издания, такие как Americancinematographer проводят медиа-мероприятия с приглашением ведущих операторов современности, в рамках которых они делятся опытом и рассказывают о нюансах съемочного процесса. Стараюсь следить за новинками в нашей сфере, как техническими, так и технологическими.