Новым фильмом «Сломленная ярость» японский «самурай» доказал, что есть еще порох в пороховницах
77-летний японский классик выдающийся режиссер и непревзойденный актер Такеши Китано несколько дней назад представлял на Венецианском кинофестивале свой новый фильм «Сломленная ярость». Получилась очень смешная и очень короткая картина – идет всего один час и две минуты под беспрерывный смех зала. Сам Китано сыграл главную роль – дедушки-киллера с неподвижной физиономией. Какой ей еще быть, если половина лица парализована.
Жаль, что неформатная «Сломленная ярость» не участвовала в конкурсе. Иначе Китано мог бы претендовать на награду за лучшую мужскую роль. Не будем забывать, что он — популярный на родине телеперсонаж и комик, а в своих фильмах и фильмах коллег, где иногда снимается, он не всегда использует этот свой дар.
Много лет назад Китано ехал на мотоцикле и попал в аварию, после чего половину его лица парализовало. Он перенес операцию, которая частично вернула ему некоторые мышечные функции, но ситуация была безнадежная. Тогда говорили, что его актерской карьере пришел конец, но он и теперь продолжает сниматься.
Удивительно, как можно столько сказать фактически неподвижным лицом. Такеши достаточно подергивания глаза, прищура, полуулыбки, чтобы сообщить миру столько нюансов состояния своего героя.
В «Сломленной ярости» проигрывается одна и та же история на разные лады — чуть меняется жанр и поступки героев, и все идет по новому сценарию. Казалось бы, что может быть смешного в дурацком и примитивном боевике, но все доведено до такого нелепого состояния и сделано такими минималистичными средствами, что дух захватывает.
Ну не может такой старичок-лесовичок, одиноко живущий в скромной квартире, быть столь опасным и циничным человеком, готовым на все. Но герой Китано именно таков. От него никто не ожидает прыти, а он раз — и всех опередил и перехитрил. Моментально переоделся в уборщика туалета, взял в руки швабру, и никто про него дурного не подумает. Если кто и убил, то точно не он. А он переступает черту, получает деньги и готов к новому повороту событий.
Во второй раз та же история проигрывается с еще большим безумием. Боевичок смахивает на зашкаливающую, топорную пародию. Поступки героев становятся все более нелепыми. И вновь пожилой простак Китано оказывается удальцом. Чем неправдоподобнее обстоятельства, тем он более невозмутим, а потому так смешно.
Десять лет назад на 27-м Токийском кинофестивале мне удалось присутствовать на первой в истории церемонии вручения премии «Самурай» за достижение в кино. Первым ее обладателем стал тогда еще 67-летний Такеши Китано. Церемония награждения проходила на 49 этаже башни Роппонги в самом веселом районе Токио и длилась больше полутора часов. Начинающие режиссеры, которых заранее промуштровали, чтобы лишнего не спросили, задавали Китано вопросы, помня о табу. Например, его нельзя расспрашивать про отца. Известно, что был он маляром, но, видимо, не совсем простым. По одной из версий, он — якудза. Именно поэтому его сыну так удаются подобные роли и фильмы.
При этом Такеши Китано — самоучка, нигде не учился, правда, брал уроки актерского мастерства, работая лифтером. Так рассказывают. Все премудрости режиссуры он постигал на практике и снял фильмы «Фейерверк», «Кикудзиро», «Куклы», «Затойчи», «Королевская битва». Его последние картины поклонников не радовали. Такеши даже списали со счетов, а он возьми да и выстрели маленьким шедевром в Венеции.