Гостем радио «Комсомольская правда» стал президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков.
«Риск пиратства»
— Олег Евгеньевич, как сейчас чувствуют себя книги в России?
-С книгами в России все становится лучше с каждым годом. Сегодня традиционная бумажная книга — лишь часть книжной продукции. Теперь книга — это медиапродукт, который включает электронную версию, аудиокнигу и Smart Reading. Она существует в разных форматах, продается по разным каналам, как в книжных магазинах, так и на маркетплейсах, в цифровых версиях на «Литрес», обсуждается в соцсетях. Жизнь бьет ключом и можно сказать, что вопрос развития инфраструктуры чтения в целом решен.
— Заходить во все эти новые форматы было рискованно?
— Традиционная бумажная книга, которая появилась еще в XV веке, на протяжении нескольких столетий практически не менялась. И издатели как-то привыкли, что это достаточно спокойный, консервативный, всегда востребованный, но почти неизменный продукт.
В начале 2000-х мы оказались на волне технологического прогресса. И появился большой риск, что нас накроет пиратство. Нелегальные ресурсы предлагали скачивать книги бесплатно в интернете и все. Возникла опасность, что мы просто потеряем наших национальных писателей. Какой смысл писать, если на этом невозможно зарабатывать? А стать придатком западных издательств нам не хотелось. Нужны были легальные электронные ресурсы — удобные, с доступными ценами, с различными форматами потребления, среди которых подписка, скачивание, аудио. И хотя проблема пиратства полностью не решена, она уже не является стратегической угрозой.
«Количество писателей растет»
— Писателей у нас хватает?
— Количество писателей у нас даже растет. Хороших, выдающихся авторов, как мы знаем, всегда не хватает, но тут есть основания для сдержанного оптимизма.
— Издательства тоже ищут самородков?
— В определенном смысле — да. Когда книга продается огромными тиражами — это большой успех и все мы этим гордимся. Но это все-таки верхушка айсберга, а основа нашей работы — это более 10 тысяч новых наименований в год, которые выпускает наша издательская группа.
— Сейчас книжная индустрия на пике, куда развиваться дальше? Ждать нам, что искусственный интеллект будет начитывать книги голосами, может быть, ушедших актеров?
— Сегодня мы оказались не просто в воронке технологического прогресса, мы на его пике. Мы активно применяем и искусственный интеллект, и работаем с большими данными. Современные технологии — это новые возможности, которые позволяют автоматически создавать аннотации книг, переводить текст в аудиоформат, прогнозировать спрос, продажи, на основании чего оптимизировать логистику, тиражную политику. Лично я не верю, конечно, что искусственный интеллект будет вместо писателей писать книги. Такие примеры есть, но по-настоящему значимые тексты, я думаю, вряд ли появятся. Так, как Пелевин, искусственный интеллект писать не сможет.
— Сейчас нет…
— Кто его знает, что будет через 10-15 лет. Всего 15 лет назад мы не могли представить, что рынок так изменится и разовьется. Но все это идет на пользу книге, читателю.
— В 80-е годы существовал культ подписных изданий. Сейчас, чтобы купить хорошую книгу тоже надо потратиться. У нас книги роскошью не станут?
— Думаю, нет. Но часть книг, безусловно, уже относятся к предметам если не роскоши, то, по крайней мере, премиум-сегмента. Если кто-то хочет купить действительно дорогую, красивую книгу, подарочное издание, такая возможность у него есть. Но в то же время сегодня, например, классику можно купить за 150-170 рублей. Хочешь — в карманном варианте, хочешь — в твердом переплете.
Важно отметить, что если вы зайдете в книжный магазин в любой другой стране мира, не только в Европе, вы убедитесь, что там цены на книги в среднем в три раза выше, чем у нас. И это тоже одно из достижений нашей индустрии — нам удалось сохранить доступность книги.
«Книги нужны на разные вкусы»
— Сейчас масса книг написана блогерами, коучами. Им предлагают такие книги написать или они сами хотят?
— По-разному бывает. Порой мы обращаемся к блогерам и предлагаем им популяризировать через книгу свои идеи и мысли. Порой к нам обращаются с предложением рукописи: посмотрите, пожалуйста. Но в целом это общемировой тренд — нон-фикшн литература по объему продаж сопоставима с художественной. Сегодня люди любят читать книги по психологии, по эзотерике, мемуары, воспоминания. В прошлом году рекордные продажи были у книги «Мой театр» Николая Цискаридзе, он вошел в топ-5 российских авторов.
— Детские книги хорошо покупают?
— Доля детской литературы — приблизительно 25% рынка и продажи книг для детей, во многом благодаря маркетплейсам, в последние годы растут. Особенно востребованы книги, связанные с воспитанием и развитием детей, начиная от самого младшего до дошкольного и школьного возраста. Эти работы помогают воспитывать и развивать новое читающее поколение. Если ребенок, благодаря маме и папе растет и развивается вместе с книгой, то чтение становится неотъемлемой частью его дальнейшей взрослой жизни. Сегодня самая читающая аудитория — подростки от 18 до 25 лет, отчасти школьная аудитория. И при этом они читают не только комиксы, мангу, фэнтези, но и классику. Сам, как отец шести детей знаю, насколько важно, когда ребенок растет вместе с книгой.
«Главное не деньги»
— Писателем сейчас быть выгодно?
— Вы знаете, я думаю, что если идти в писатели ради того, чтобы стать богатым или заработать деньги — это тупиковая история. В первую очередь, нужна внутренняя потребность и желание писать. И я думаю, сегодня, конечно, писательским трудом можно заработать. Не все становятся богатыми, как, собственно, в любой профессии. И среди тех 30 тысяч людей, которые регулярно пишут, я думаю, 20-30% — хорошо обеспеченные люди. Доход отдельных авторов может составлять 2-3-4 миллиона в месяц и на это, наверное, можно прожить. Но, повторюсь, что ключевая мотивация — это внутренняя потребность писать
— Уход иностранных писателей сильно отразился на индустрии?
— Действительно, не ко всем изменениям мы были готовы, и позиция ряда ведущих западных авторов, которые отказали нашим читателям в доступе к своим книгам, нас удивила. Мы не считали, что культурный обмен может оказаться заложником каких-то политических решений, особенно в отношении книг для детей. Вызывает недоумение, когда, например, Джоан Роулинг говорит, что российские дети не будут читать ее книги, потому что она не предоставляет права на «Гарри Поттера». За детей особенно обидно. И это, конечно, определенный ущерб нам нанесло.
С другой стороны, мы всегда делали ставку на российских авторов и на работу с молодыми писателями. Приблизительно 80% наших книг — это произведения российских авторов, и это, собственно, оказалось защитой от недружественных действий. Приятно, что появилась целая плеяда молодых российских авторов — Лия Арден, Виктор Дашкевич, Вера Богданова, Ася Лавринович, Ася Володина, Лин Няннян, Алекс Хилл, Ана Шерри и другие, они ворвались в топы продаж.
Но, кстати, отказались от сотрудничества далеко не все зарубежные авторы. Большая часть продолжает с нами работать, издаются бестселлеры. 29 августа у нас выходит биография Илона Маска, которая стала главным бестселлером этого года на Западе. Так что ситуация не черно-белая. Мы стараемся конструктивно работать с нашими партнерами и надеемся, что культурный обмен будет развиваться.
За чем будущее?
— Давайте сравним свои ощущения. Я, — как читатель, вы — как издатель и президент издательской группы «Эксмо-АСТ». За какими жанрами будущее на ближайшее десятилетие? Я считаю, что за исторической литературой.
— Я думаю, это фантастика и фэнтези, потому что люди устремлены в будущее и хотят понять, что их ждет завтра и подготовиться к этому.
— Уйти от реальности немножечко?
— В определенном смысле художественная литература помогает уйти от реальности и побыть немного наедине с самим собой, найти ответы на актуальные вопросы. Любая книга — лекарство для души. Сейчас много говорят про эмоциональный интеллект. Художественная литература — это, собственно, то, что этот эмоциональный интеллект и формирует, и развивает.
— За это спасибо нашим классикам, потому что Достоевский, Булгаков, Чехов, Толстой по-прежнему актуальны.
— И по продажам дадут фору любому западному бестселлеру!