Собор Бориса и Глеба, некогда величественный храм XII века, украшавший детинец Великого Новгорода, был утрачен в XVII столетии. От него остались лишь фрагменты фундаментов и нижних частей стен, скрытые под толщей земли. Недавно археологи нашли на месте древнерусского храма деревянную армирующую конструкцию.
Храм впервые упоминается в летописи в 1146 году, тогда там стоял Софийский собор. Он сгорел, после чего его выстроили в камне уже на другом месте. На пустом месте в 1167 году построили каменный храм в честь Бориса и Глеба. Он сгорел от удара молнии примерно через 100 лет, был восстановлен, и 40 лет рухнул. Его сразу же перестроили, но еще через 100 лет он сгорел. Через следующие 40 лет его построили вновь на старом месте. В последний раз его упоминали в конце XVII века, в документе той эпохи уточнялось, что церковь «разобрана до основания».
Раскопки проводили археологи Института археологии РАН (ИА РАН), они начались еще в 1940-41 годах, сообщается на сайте Академии.
«Использование в фундаменте дубовых лежней и сложная конструкция ленточного фундамента демонстрирует высокий уровень строительных технологий этого времени, тесно связанный с византийской традицией», – отметил руководитель Новгородского архитектурно-археологического отряда ИА РАН член-корреспондент РАН Владимир Седов.
Сердцевину фундамента храма составляют массивные дубовые бревна, уложенные в два-три ряда и скрепленные между собой, они образуют прочную сетку. Этот толстый брус, помещенный в траншеи основания, засыпался валунами и скреплялся раствором. Получалась своего рода армирующая кладка, обеспечивающая равномерную усадку всего сооружения. Собор Бориса и Глеба считается последним домонгольским храмом на Руси, возведенным с использованием этой техники строительства.
Радиоуглеродный и дендрохронологический анализ образцов из лежней показал, что собор был построен между 1161 и 1175 годами, что совпадает с летописной датировкой 1167-1173 годов.
Церковь имела особое значение для новгородцев, они почитали святых Бориса и Глеба как воинов и защитников. Его строительство связывают с легендарной фигурой богатого купца Садко. В древнейшем Синодальном списке значится его прообраз — Сотко Сытинич. Собор играл важную роль в религиозной и общественной жизни города, и служил вечевым храмом для некоторых районов. Значение центрального храма Новгорода Борисоглебский собор приобрел в XIV веке.