Формально его история началась 90 лет назад, хотя на самом деле Суриковский институт появился на базе Московское училища живописи, ваяния и зодчества, зарождавшегося еще в 1830-х как маленький творческий кружок. Сегодня Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (в народе – Суриковка) – один из главных творческих вузов страны – впервые показывает малоизвестные и вовсе неизвестные произведения своих студентов и преподавателей за целый век. Проект «Выпуск. История. Суриковский» открывает серию выставок, которые «Зарядье» посвятит наследию ведущих художественных альма-матер страны. «МК» первым увидел неизвестные шедевры.
– Это первая выставка нового цикла. Мы уже показали две выставки с дипломными работами ведущих московских вузов, а теперь будем говорить о вековом наследии художественных институтов. Это логичное развитие темы. Думаю, что после Суриковского института покажем Строгановку, которая в следующем году отметит 200-летний юбилей, – рассказывает «МК» глава отдела выставочных проектов «Зарядья» Дмитрий Шишкин.
Масштабный выставочный проект расположился в нестандартном арт-пространстве на парковке. Экспозиция разбита на два основных блока – живопись и скульптура. В нее вошло более 280 работ 198 художников. Самая ранняя написана 1924 году, самая свежая – абстракция Егора Плотникова – в 2024-м. При этом большая часть работ почти неизвестна широкой публики. Скульптурная часть поскромней, но она легко дает понять, что горизонт Суриковки широк. Здесь можно найти как вполне классические бронзовые бюсты, как и весьма авангардные. На входе встречает конкурсная модель для мемориала в Алжире, посвященная независимости страны. Павел Бондаренко, который был ректором Суриковского института и преподавал там скульптуру с 1970 по 1989 годы, сделал эту работу в 1963-м. Перед нами женщина, устремляющая руки и все свое естество, в небо. Выиграл в том конкурсе другой проект, эта модель оказалась в частном собрании, и известна разве что специалистам.
Недалеко от символа независимости – другой образ свободы – многим известный. Это скульптура Виктора Цоя, восседающего на мотоцикле, словно на лихом коне. Дипломная работа Алексея Благовестнова, который учился в Суриковке в мастерской Александра Рукавишникова, лишь спустя 10 лет после создания была установлена близ БКЗ «Октябрьский» в Петербурге. За эту скульптуру автор еще в 2004-м получил первую премию в номинации «Скульптура» на Всероссийском конкурсе молодых имени Третьякова. Ее модель украшала кинотеатр, где состоялась премьера фильма Сергея Соловья «Асса» накануне его повторного выхода в прокат.
Стена за Цоем занята масштабными авангардными конструкциями из проекта «Город будущего». Здесь можно найти самый ранний экспонат выставки – это нереализованный проект Константина Мельникова 1924 года под названием «Ленинградская правда». Правда выглядит как объемная супрематическая конструкция с рельефными выступами. Она эффектно подсвечена так, что свет струится вокруг скульптурной композиции, подчеркивая ее авангардную форму. А одна из самых современных вещей в этом разделе создана в 2021 году Натальей Барановой и называется «Путь к сердцу женщины». Перед нами фигура девушки в красном платье, которая беззаботно поднимает руку вверх, словно отдаваясь ветру. На ее одеянии виднеется лесенка, по которой пытаются взобраться вверх маленькие мужские фигурки, но падают вниз. Скульптура с юмором.
Живописная часть намного масштабнее. Здесь рассказывается вся история вуза, начиная с натурного класса, образованного в 1832 году. Из него потом вырастет Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое будет работать до революции, а после закроется и на его фундаменте вырастут несколько учебных заведений, включая Суриковский институт. Его 90-летняя история разбита по поколениям – от довоенного периода до наших дней. Особенно в первом этапе чувствует преемственность, мягкий колорит московской живописной школы, восходящий еще к Коровину и Архипову. При этом выставка наполнена на разными, иногда очень контрастными полотнами. Например, по соседству можно обнаружить сдержанный, аскетичный натюрморт кисти одного из основоположников «сурового стиля» Таира Салахова и яркое, пышущее цветом, полотно кисти Зураба Церетели, который по сей день преподает в институте.
Есть тут и автопортрет Игоря Грабаря, который возглавил институт, когда вынужден был уйти с поста директора Третьяковской галереи в 1925 году. Художник руководил вузом в самые сложные годы – с 1937 по 1943-й. На автопортрете он в шубе. Работа не детализирована и больше напоминает эскиз. Похожий, только полноростный портрет, выписанный во всех деталях, что хранится в Третьяковской галерее – он был одним из главных экспонатов недавней ретроспективы мастера в ГТГ. Видимо, это подготовительный набросок к знаменитому полотну, который никто прежде не видел.
Кстати, именно при Грабаре, несмотря на войну, вуз разросся и масштабировался. В годы ВОВ ректор добился, чтобы всех студентов и преподавателей отвезли в эвакуацию в Самарканд и выделили место в центре города. На выставке есть несколько работ из эвакуации, живописующий тихий узбекистанский дворик. Студенты и преподаватели жили там в очень аскетичных условиях, но все же имели возможность продолжать работать. Такие редкие произведения делают эту выставку по-настоящему ценной как для специалистов, так и для широкой публики.
Вот, например, работа Клавдии Тутемоль – ученицы Александра Дейнеки. Яркая, в духе Малявина, «Девушка в красном сарафане» никогда прежде не покидала стен Суриковского института. Судьба художницы трагична: она скончалась в 1957 году на пятом курсе, не успев окончить образования. Что стало причиной смерти – неизвестно, говорят, несчастная любовь. Но с тех пор поколения студентов наблюдают красавицу в сарафане каждый день. И только теперь она впервые вышла в «свет». Это одна из 15 работ, которая никогда не бывала на выставках.
В разнообразной экспозиции – проекты архитекторов, живописцев, графиков, плакатистов. Особое внимание привлекают работы Мирона Лукьянова, который после Александра Дейнеки возглавил кафедру графики. Он создал афиши для фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и не менее знаменитого «Белого солнца пустыни». Произвел революции в плакатной графике.
– С его поколением связан расцвет советского плаката. Милон Лукьянов много лет преподавал у нас, он умер в 2007 году, – комментирует художник Павел Павлинов, заведующий кафедрой истории и история искусств, чьи графические работы выставлены как раз напротив (вокруг собралась интересная компания: рядом с плакатами Лукьянова – еще работы Фаворского, который тоже преподавал в Суриковке).
– Андрей Рублев вообще очень важен для института, – продолжает Павлинов. – Все студенты проходят полноценный курс истории искусства, и про Андрея Рублева всегда подробно рассказывали. Даже в тяжелое советское время, когда шла борьба с религией. Несмотря на запреты эта тема жила. Вот еще один Рублев – из пластика (Павел показывает на скульптуру в кирпичных и зеленых тонах), она была на многих выставках, была даже в Париже.
– Каков сегодня Суриковский институт? Все-таки у него большая академическая история, насколько приветствуются современные формы, эксперименты?
– Мы сочетаем элементы элитарности и демократизма. После второго курса студенты выбирают направление – графику, живопись, скульптуру, архитектуру, историю искусств. Внутри каждого из факультетов можно выбрать специализацию и, соответственно, мастера. Только сценографов готовят с первого курса. Всего сейчас более 800 студентов учится на шести курсах. Ни много, ни мало. Здесь продолжаются традиции московской живописной школы, в то же время есть место для эксперимента и фантазии.
Что, кстати, подтверждают финальные аккорды – в виде воздушной скульптуры Лады Рещенко под названием «Бабл-Гам» и абстракции Егора Плотникова.