Согласно исследованию ученых Гетеборгского университета (Швеция), опубликованному в PLOS ONE, Человек из Виттрупа, останки которого были найдены в Дании, приехал туда издалека — он родился на скандинавском побережье. Человек из Виттрупа — это прозвище скелета, найденного в торфяном болоте на северо-западе Дании. По всей вероятности, он жил 5300–5100 лет назад.
Исследование ДНК обнаружило, что геном Человека из Виттрупа отличается от современных жителей того региона Дании. Изотопы стронция, углерода и кислорода в зубной эмали скелета указывают на то, что его детство прошло на побережье Скандинавского полуострова.
Подтверждая это, генетический анализ обнаружил тесную связь между этим человеком и людьми мезолита из Норвегии и Швеции. Дополнительный изотопный и белковый анализ зубов и костей указывает на сдвиг в рационе питания: в детстве он ел, в основном, прибрежную пищу (тюлени и рыба), а в поздние подростковые годы (15-20 лет) его рацион изменился — он перешел к фермерской пище (включая мясо овец или коз).
Эти результаты позволяют предположить, что Человек из Виттрупа провел свои первые годы в северном обществе охотников-собирателей, а затем переехал в фермерское общество в Дании. Непонятно, почему это случилось, но авторы предполагают, что он мог быть торговцем (тогда между Данией и Скандинавией шел активный обмен) или пленником.
Останки Человека из Виттрупа нашли в болоте. Он был убит в возрасте 30-40 лет. Его череп был размозжен как минимум восемью целенаправленными сильными ударами, по всей вероятности, деревянной дубинки. Такую дубинку нашли недалеко от скелета. Признаков исцеления нет — травмы явно были смертельными.
«Тысячи захоронений животных, людей и драгоценных предметов в аналогичных природных условиях в Дании и южных частях Швеции того же самого времени делают наиболее вероятным вывод, что он был принесен в жертву. Однако ни способ его смерти, ни его образ жизни не позволяют сделать однозначных выводов о его социальном положении. В то время в современной Дании было обычной практикой приносить людей в жертву на болотах, и эти действия часто совершались с применением насилия. Очевидно, столь сомнительной чести удостоились и лица неместного происхождения», — пишут авторы статьи.