Объявлены имена новых лауреатов Бенуа де ла Данс, который называют балетным «Оскаром». Аналога ему в мире нет. Это старейшая и очень престижная профессиональная награда. «Стать лауреатом Бенуа — значит, получить международное признание, — рассказала в интервью aif.ru худрук премии, председатель жюри, народная артистка России и прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. — За новую работу часто номинируют совсем молодых артистов, благодаря Призу о них узнает весь мир, они становятся звездами».
А потом эти звезды приезжают выступать на сцене Большого театра. И даже судить других. Как это случилось с нашей Светланой Захаровой и с испанцем Начо Дуато — лауреатом Бенуа 2000 года за балет «Формы тишины и пустоты». Последние пять лет сеньор Дуато — художественный руководитель балета Михайловского театра в Санкт-Петербурге.
Во второй день фестиваля прошел гала-концерт «Звезды Бенуа де ла Данс — лауреаты разных лет» с участием солистов Большого, Мариинского и Михайловского театров, Ляонинского балета и Токио балета, артистов театра балета им. Леонида Якобсона, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Танцевальной компании Context.DianaVishneva.
Дебаты длились больше 3 часов
На балетный «Оскар» номинируются те, кто в последнем сезоне показал себя наиболее ярко. Возрастных ограничений нет. Но выбрать лауреатов 2024 года членам жюри было очень непросто. Дебаты длились больше трех часов. Впрочем, те, кто представили на фестивале свои работы, — уже победители, считает председатель жюри Светлана Захарова. «Все, кто вошел в список номинантов, уже выиграли; это значит, что их работа была замечена и оценена», — сказала она aif.ru. Да и сама возможность выйти на Историческую сцену Большого театра со своей работой — большое событие.
В этом году на приз «Бенуа де ла Данс» (он был учрежден в 1991 году) претендовали танцовщики из России, Венгрии, Италии, Китая, Японии.
Статуэтку дали двум солистам. Одну получил премьер Большого театра Артемий Беляков за партию Ивана IV в балете «Иван Грозный» (музыка Сергея Прокофьева, хореография Юрия Григоровича). Вторую — солист Венгерского Национального балета Герге Армин Балажи, признавшийся, что любит балеты со смыслом, с психологией, утоляющие его «балетный голод».
Получила высочайшую награду и прима-балерина Мариинского театра Олеся Новикова, виртуозно танцующая в «Дочери фараона» и успевающая растить четырех детей (вот они, реалии балетного мира ХХI века!). «Счастлива оказаться в Большом театре, — призналась солистка. — Наверное, это вершина моего творчества».
Лучшим хореографом был признан Марко Гёкке, поставивший для Нидерландского театра танца спектакль «В Голландских горах».
Несмотря на сложную политическую обстановку, Фестиваль Бенуа де ла Данс не перестал быть международным. Большинство участников, как сказала aif.ru Захарова, с радостью согласилось приехать в Москву. Не все, но многие номинанты Приза Бенуа вышли на сцену 25 июня. И все, кого она пригласила в этом году в жюри, довольно быстро дали положительный ответ. Никто не отказался.
Зал аплодировал несколько минут
Два дня на Исторической сцене Большого театра были наполнены сюрпризами. Повезло тем, кто смог попасть на оба представления — они были очень разными и по настроению, и по хореографии. Многие работы зрители увидели впервые. Были российские и московские премьеры.
Режиссером гала-концерта уже не в первый раз выступила худрук премии и председатель жюри Светлана Захарова. Она сама отбирала каждый номер, обсуждала его с артистами, что-то придумывала. И ее «почерк» был хорошо виден даже с четвертого яруса. Страсть, нежность, чувственность — так можно охарактеризовать большинство номеров, представленных на гала-концерте.
Были композиции, созданные специально для нынешнего фестиваля. Новые номера показали звезды Большого театра Семен Чудин, Евгения Образцова, Артем Овчаренко. Максим Севагин — художественный руководитель балета Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — сам исполнил свою хореографию, созданную по заказу Светланы Захаровой для Бенуа.
Почти каждый выход был своего рода премьерой. Японские и китайские артисты представили классический репертуар, в том числе Па де де из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Малахова). А российские исполнители удивляли современной хореографией.
Сама прима-балерина Большого показала легендарного «Лебедя» на музыку Камиля Сен-Санса в хореографии Михаила Фокина. Зал несколько минут аплодировал и кричал «Браво!»
Вторым ее номером стала «История танго». Танец поставил партнер Светланы Артемий Беляков. А музыку Астора Пьяццолы «Кафе 1930» исполнил ее муж — скрипач Вадим Репин в дуэте с гитаристом Романом Зорькиным.
Скрипач № 1 и балерина № 1 в этот вечер вместе вышли на Историческую сцену Большого театра. Для артистов, как оба признавались в интервью aif.ru, совместная работа — необыкновенная радость.
«Вадим — гениальный скрипач, невероятно внимательный и чуткий», — не перестает восхищаться мужем Светлана.
«Я вдохновляюсь, смотря на неё. А она, надеюсь, испытывает особые чувства, танцуя под музыку в моём исполнении», — вторит ей Вадим.