Как известно, вопреки стенаниям боевых экологов о потеплении климата, в одной стране мира мороз крепчает, пускай и фигурально. Речь, конечно, об Украине. В 2022 году население ее «очень сплотилось» и в едином порыве ринулось рыть окопы, дабы не пущать русские танки. По крайней мере так уверяет моя школьная подруга. Свет тогда горел, батареи грели, вода текла, а евроукры вступали в тероборону и гордились собой. С тех пор температура упала и в плане батарей, и в смысле настроения. Нынче над домами каждую ночь летают «шахеды» и прочие ракеты, жители замирают в ужасе, домашние питомцы дохнут от разрыва сердца, дети сидят в подвалах, вода течет гомеопатической струей, а по улицам рыщут ТЦК. Передовая же изрядно придвинулась и грозит со дня на день ощетиниться пресловутыми русскими танками, которые никто уже не рвется останавливать.
И все же, хотя народ низведен до положения баранов на бойне и доведен, казалось бы, до ручки, он безмолвствует. Уж сколько я встречала удивления на предмет, почему-де украинцы массово не ропщут? Почему не организуют мощную колонну, которая двинет в Белоруссию? Или там соберутся и всем городом отметелят тэцэкашников, чтобы те поумерили пыл? Или хотя бы не прозреют насчет происходящего, перестав блеять о каких-то там «перемогах». Даже их западные кураторы сбросили маски и вещают о намерениях угробить население Украины под ноль, а ему хоть бы хны. Караются, мучаются, але не каются, как говорил один склочник-выпивоха, по совместительству «наше все» украинской литературы.
Смотрела я тут недавнее видео Андрея Ваджры, и меня осенило. Там, знаете ли, киевлянам часов в 9 вечера дают свет. Уже смеркается, народ тусуется во дворе многоэтажки, и вдруг — бац! — в ней массово зажигаются окна. Люди отвечают бурным ликованием: кто-то пускается в пляс, кто-то духоподъемно вопит… создается впечатление, что это им не включили электричество на пару часов, а что враг решительно отбит. Более того, они лично в этом отбитии поучаствовали. Учитывая то, что скоро свет опять погаснет, веселье это выглядит нелепо, но в том, пришло мне в голову, и суть. Включение света для самопровозглашенной «нации» — это не подачка властей и даже не столько повод закипятить чайник, сколько символ преодоления трудностей во имя высокой цели. Великоукры, конечно, не стремятся выживать прямо в окопах, но они (как им кажется) героически выживают в тылу, тем самым приближая мифическую перемогу. Зачем в их дебильном «телемарафоне» навязчиво считают дни «героического сопротивления»? Затем, что «выживание во имя» там давно превратилось в самоцель.
Все семьи счастливы по-своему…
Была у меня в молодости подруга, скоропалительно вышедшая замуж. Знаете, когда состоишь годами в невнятных отношениях, а тут подворачивается вариант поинтереснее, да еще марьяжный, ты бежишь замуж, как мадам Грицацуева, роняя чайное ситечко. Остроты ситуации добавляло то, что она украинка, а он китаец. Восток, экзотика, плюс от нормального славянского бюста девицы китаец впадал в первобытное неистовство. В общем, любовь поразила их из-за угла, и они ее узаконили. А потом родили ребенка и стали жить вместе с родителями мужа. И тут выяснилось, что Украина и Китай очень разные в культурном плане. Муж желал есть китайскую пищу и сугубо палочками, а подруга умела только борщ, оливье и жульен с эффектом слабительного. Свекровь плохо понимала на европейских языках и имела свои взгляды на воспитание чада. При перепалках женщин китаец, как Ахиллес, удалялся в свой шатер, чтобы наказать их нейтралитетом. А подруга бежала ко мне жаловаться, что ее достали эти китайские штучки и она в депрессии. Тем не менее на попытки с ней согласиться барышня немедленно вставала на дыбы. Я-де не понимаю, что отношения — это тяжкий труд, не могу оценить глубину ее жертвы во имя семьи и вообще не разбираюсь в любви и жизни. Я настолько офигевала, что пару лет выслушивала это молча и ждала, когда знакомая либо уймется, либо разведется. Ан нет — она замужем по сей день, все так же преодолевая сложности в отношениях и пребывая в перманентном героическом раздрае. К чему я это? Естественно, к украинству, от которого несет все той же патологией, назовем ее «страдания юного Тараса».
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Когда-то мне наивно казалось, что любой нормальный человек непременно стремится к счастью. Ну или хотя бы к некоему физическому и моральному комфорту. Однако опыт знакомства с вышеупомянутой дамой и другими унылыми нытиками показал, что все не так просто. Есть категория людей, которым важно не наличие счастья, а стремление к оному. Причем непременно через тернии, которые они сами себе же и создают. Со стороны это похоже на человека, бегущего вверх по эскалатору, едущему вниз. Рядом находится второй эскалатор, движущийся в правильном направлении, но, если обратить внимание гражданина на этот факт, реакция будет отрицательной. Он гневно пояснит вам, что не ищет легких путей и, вообще, вы норовите лишить его полезной физической нагрузки. Если вам этот придурок незнаком, можно плюнуть и уйти. А если знаком? А если это сосед? А если сосед — это целое государство?
Вот условная схема страданий «юных Тарасов»:
1. Объект совершает необдуманное скоропалительное действие, руководствуясь заманчивыми, но туманными перспективами.
2. Перспективы обретают черты суровой реальности, которая грубо щелкает объект по носу.
3. Объект начинает что-то подозревать, но не хочет терять лицо и признавать свои ошибки.
4. Объект начинает совершать агрессивные бессмысленные действия, чтобы убедить весь мир (а также себя) в том, что все сделал правильно.
Примеров из жизни украинцев множество. Например, «революция достоинства», она же майдан. Это Виктория Нуланд и загонщики из проплаченных галичан знали, за какие плюшки участвуют в данном шоу. Мои же бывшие однокурсники, еще довольно молодые люди, массово впали в совершенно бесплатный кретинизм. «Панду гэть! — волали они. — Хотим в ЕС!» На кого менять эту «панду» и за каким лешим им надо в ЕС, их не интересовало. Вернее, при слове «евроассоциация» им мерещилась абстрактная, но очень денежная морковка. При попытках копнуть глубже начинались совсем уж бессвязные камлания про «свободу», которой им при Януковиче остро не хватало. Как известно, крики про «свободу» — это всегда к тому, что вас сейчас жестко поимеют, что и произошло.
Или, например, бессмысленная и беспощадная борьба с русским языком. Казалось бы, есть у вас родной язык, по совместительству красивый и великий. Нет, великоукры с 2014 года упорно насилуют себя в рот, пытаясь изъясняться по-украински. Причем даже с учетом сомнительного уровня развития укромовы им это почему-то не удается. Читаю вот на днях бложик бывшей одесской знакомой, которой «так хочеться бути загадочною» — и думаю, что даже мне, презренной эмигрантке, известно слово «загадковий». Загадка в девушке, меж тем, есть, а именно — почему она такая дура?
Или возьмем отказ от русского газа, где впору говорить не только об Украине, но и Европе. К украинцам растущие счета за коммуналку подступали с 2014 года, но они мужественно терпели, хотя любимый слоган украинской рекламы «Нащо платити більше?» А недавно Маргарита побывала на докладе университетского профессора по «Энергетическому кризису в Европе и геополитических вызовах». В Европе, в частности в Германии, имеет место спад экономики, поскольку она… «потеряла дешевый трубопроводный газ». Я повторю: потеряла. Не отказалась с самоубийственным идиотизмом, не позволила янки взорвать свои трубопроводы, а потеряла. Видимо, с той же степенью вовлеченности в процесс, с которой теряют невинность. И теперь немецкое общество обязано искать пути восполнения потери, хотя больше всего они напоминают кота из анекдота, наступившего себе на причинное место и орущего дурниной, ибо вставать ему лень.
В несколько искаженном виде вышеупомянутая схема повторяется и в недавнем курском наскоке. Идея заведомо глупая, поскольку «кратковременные пиар-цели» — это не цели, если речь идет не о выборах в США, а о серьезной войне. Это как продать машину, чтобы иметь деньги на бензин. Суровая реальность здесь последовала сразу после триумфального ограбления «Пятерочки», но Зеленский и Ко до сих пор оскверняют воздух чепухой про «усиление переговорной позиции» и «замедление наступления на Харьков».
Или вот обстреляли тут в который раз мою малую родину. Поскольку украинская ПВО не дремала, осколки ракет ухнули на жилые дома и торговые ларьки. Одна знакомая, весьма переможная дама, как раз трудилась в ларьке продавцом. Выскочить оттуда она успела, но осколками битого стекла ей поранило руку. Думаете, она испугалась и сбавила риторику? Наоборот, теперь мадам постулирует, что за такое-то бесчинство москалям непременно отомстят. То есть до этого были цветочки, а за зашитую руку неистовой продавщицы Зеля лично залезет в F-16 и полетит на Кремль. Вывод: чем дальше в лес, тем укры переможней. А вы «Почему не восстают?»…
Наконец, разрешите акт публичного покаяния. В одном из своих опусов вещала я об «обычных украинцах», которые вовсе не укрофауна, а уставшие русские люди. Один из приведенных примеров с тех пор накрылся медным тазом. Я бы даже сказала, кастрюлей. Жаловалась мне супруга такого «уставшего русского», что, мол, взрывы каждую ночь, дом трясется, кот и сын синхронно писаются, а они уж не чают дожить до конца этой свистопляски. «Мы все тут умрем, — замогильно бормотала она, — город обречен!..» В общем, скоро рассвет, выхода нет и все в таком духе.
— Так бери сына и уезжай. В Европу, а оттуда в Россию.
— Да меня и сестра троюродная в Москву зовет, но туда же не пускают…
— Ну ты хоть попробуй.
— Да что ты, муж и слышать про Россию не хочет!
То есть отсутствие бытовых удобств, развал школьного образования, постоянный вред психике ребенка и физическая угроза его близким для отца семейства предпочтительнее, чем безопасная жизнь в России и поход сына в нормальную школу. А все потому, что усталость усталостью, но «Россия напала». Товарища не сегодня-завтра отловят и пустят в утилизацию в какой-нибудь фортецi Краматорск, но главное — чтобы жена и сын не оказались в «стране-агрессоре». Соответственно, и супруга его предпочитает тошнить о своей нелегкой доле и слезно просить меня «в случае чего» вывезти из Украины ребенка, но сама не двинется с места. «Эк вас тяжело жалеть-то», — подумала я и вынесла себе суровое порицание.
Кто мало видел — много плачет
Суммируем: налицо патологическая склонность создавать проблемы и пафосно скорбеть без реальных попыток их решения. При этом проблемы должны быть непременно надуманными. Моя подруга могла развестись или выучить китайский, чтобы крыть свекровь по матушке с большим эффектом. Украина страдает и выдумывает себе трудности и врагов всю свою сомнительную жизнь. Не верите? Откройте любой их учебник истории или литературы. «Хиба ревуть воли, як ясла повні?» — спрашивал роман Панаса Мирного из нашей школьной программы. Через 20 лет после прочтения могу авторитетно заявить: ревуть. Украинские волы ревут безотносительно наличия корма, а по примеру своих хозяев-американцев — просто потому, что могут.
Конечно, причудливые формы страданий присущи и другим народам. Так, японцы уже лет 60 лечат травму ядерной бомбежки Хиросимы и Нагасаки фильмами про «Годзиллу». Здоровой реакцией было бы, наверное, возненавидеть США до скончания времен и проклясть до седьмого колен, ну или хотя бы строить внешнюю политику не в русле американских интересов. Однако все как раз наоборот. Вместо этого японцы в 50-х годах начали снимать блокбастеры про фантастического монстра с «атомным дыханием». Монстр характеризуется внезапным появлением из моря и склонностью к неспровоцированной агрессии. На данный момент про Годзиллу снято более 30 фильмов и четыре сериала. «Атомное чудовище» стало культовым персонажем, поскольку, думается мне, японцы все помнят. Помнят, боятся и молчат, ибо бомбивший их реальный монстр уже много лет как их сюзерен.
Или взять тех же немцев. По распространенной версии, Вторую мировую войну породила Первая, точнее, Немецкая Обида за ее исход. Немцев-де настолько прижали к ногтю, что они обязаны были взять реванш. Данная точка зрения хорошо показана в романе Кадзуо Исигуро «Остаток дня», хотя вообще там про любовь. Тем не менее один из центральных персонажей романа — лорд Дарлингтон — «безукоризненный британский джентльмен, но сущий дилетант в политике». Лорд Дарлингтон пытается активно участвовать в международной жизни, организовывая в своем поместье дипломатические встречи. У него гостят британский премьер-министр и германский посол герр Риббентроп. Дарлингтон, как и вся британская аристократия, симпатизирует нацистам, ибо те несправедливо обиженные. По сути, в поместье ведется подготовка Мюнхенского сговора, развязавшего руки Гитлеру и открывшего двери Второй мировой войне. Таким образом, именно немецкая обида, а также возня с ней сердобольных джентльменов привели к бойне, уничтожившей более 70 миллионов человек. Дальнейшую же судьбу тевтонцев можно описать поговоркой «на обиженных воду возят».
После Второй мировой Германию, во избежание, прижали еще больше, проведя, по сути, духовную кастрацию населения. Страну вчерашних арийцев запрудили мигрантами, запретив немцам иметь мнение по этому (и вообще по любому) поводу. Немецких школьников до сих пор назидательно возят в Дахау и показывают газовые камеры. Наконец, при упоминании слова «еврей» воспитанный бюргер обязан виновато потупиться и тяжело вздохнуть. Говоря проще, немцев давно превратили в терпил. А теперь кого-то удивляет, почему они безропотно служат США, гробят свою экономику, вкладывают миллиарды в Украину и поддерживают террористический Израиль. При этом они до сих пор «обижены», сиречь проводят гей-парады и держат свастику в кармане, а также лопочут про «защиту украинской демократии», как бы не замечая наличия на Украине нацистов.
К слову, если погуглить словосочетание «национальная травма», тут же выскакивает Израиль, вельми травмировавшийся 7 октября 2023 года. Ущерб, положим, нанесен реальный, но не является ли он в широком смысле слова таким же самонаведенным, как и страдания украинцев?
Русский либеральный стыд
К сожалению, не избежали идиотских страданий и либерально настроенные россияне. Случилось мне тут общаться с делегацией наших российских клиентов. Санкции работают, поэтому РФ, внезапно, наш лидер по экспорту. Имелась группа из москвичей, питерцев и новосибирцев, и встречались мы на нейтральной территории, то есть в стране ЕС, но не очень упоротой. Маргарита, естественно, уповала встретить квасных патриотов, путинских агентов и прочих достойных людей. Увы, ее жестко обломали. Клиенты все как на подбор осуждают СВО, сочувствуют несчастной Украине («Где вы там видели нацистов?») и скорбят о Европе, куда им теперь приходится летать через Белград или Стамбул. Также им стыдно за свое правительство, докатившееся до насилия, и за «простых обывателей из глубинки», которые слушают телевизор и голосуют за Путина. Большие страдания причиняет им потерянный имидж России в глазах цивилизованных стран. Особенно же порадовали жительницы Новосибирска, за ужином жаловавшиеся мне, что коррумпированная власть предлагает контрактникам безумные деньги за воинскую службу.
— Вы понимаете, они идут на войну, а их жены бегут тратить эти деньги на ваши продукты! Мы боялись, что бизнес не пойдет, что спроса не будет, а он-то — ого-го!
Не каждому, скажу я вам, удастся искренне осудить рост собственных доходов, но на то она и загадочная русская душа.
Еще одна дама из Питера по традиции сетовала на отсутствие свободы. Муж ее-де даже ходил на митинги еще при Навальном, и его «чуть не посадили». Насчет чего был митинг, девушка не помнит, но на всякий случай боится.
— А с медициной у вас как? — спросила я, поскольку нетолерантно считаю это важнее «свободы».
— Да вот моя подруга из Нью-Йорка говорит, что у нас доступность медицины на уровне их Рокфеллеров…
Последний факт произносится как скучная данность, и девушка снова бормочет что-то про репрессии и стыд. В общем, свободы нет, есть только медицина и какие-то заводы.
Или вот моя сотрудница с российским паспортом тоже с 2022 года активно стыдится. В ее пятилетнего сына, меж тем после начала СВО, начали кидать камнями в детском саду за то, что он — русский. Если такое позволяют себе пяти-шестилетние дети, можно представить, что творится в голове их европейских родителей. Но пошла ли сотрудница жаловаться и разбираться? Нет, ей проще ходить к психологу и разруливать свой стыд за поведение Путина.
Заключение, оно же диагноз
Что есть причина навязчивых страданий, придуманных терний и перверсивных «обид»? На первый взгляд, кажется, банальная глупость. Не зря же говорит народная мудрость, что «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». А тут налицо не просто ходьба в гору, но еще и явно не в ту. И все же глупость — слишком абстрактное понятие. Что есть ум, спрашиваю я вас? У всех читателей найдутся, наверное, знакомые с интеллектом и эрудицией, с начала СВО понесшие такой бред, что тошно слушать. Многим т. н. «интеллектуалам», кстати, нравится воображать себя высокими гуманистами, нравственно пекущимися о слезинке ребенка. Не верите — ознакомьтесь с позицией бывших звезд интеллектуального казино «Что? Где? Когда?», например Ровшана Аскерова. Или там картавого кумира украинской псевдонаучной элиты релокантки Аси Казанцевой. Таким образом, глупость отлично уживается с корочками, регалиями, степенями или что там еще включают в понятие «интеллект». Опять же, у многих есть знакомая уборщица или сантехник, которые разложат вам картину мира настолько четко, что мудрецам не снилось. Видимо, не в размере счастье, во всяком случае по части IQ.
Есть мнение, что настоящей причиной «страданий юных Тарасов» является не глупость, но гордыня. Именно она велит им считать себя уберменшами, не считаясь с реалиями. Гордыня сужает видение мира до туннельного с фокусом сугубо на себя и свое непомерно раздутое эго. Она же блокирует самокритику и признание того, что в своих бедах повинен ты сам. Она же заставляет изо всех сил поддерживать некий фасад для окружающих, где у тебя как бы все хорошо, даже если все давно догадались, что это не так. Пораженный гордыней человек не способен признавать свои ошибки, даже если тыкать его ими в нос. Он на вас обидится или возненавидит, но не раскается. Из гордыни, на мой взгляд, проистекают все остальные беды. Патологический гордец слеп, глух, глуп и очень вредоносен. Им также крайне легко управлять — надо просто лить бальзам на его иллюзии. Как баран он ринется на бойню и, даже погибая, будет тешить чувство собственной важности тем, что «погибает во имя».
С погибелью великоукров, кстати, все предельно предсказуемо. Как говорил прагматик Ретт Батлер про войну Севера и Юга: «У янки есть заводы, фабрики, верфи, рудники и угольные копи, а у нас — только хлопок, рабы и спесь». У «титульной нации» на данный момент есть только спесь, она же их и погубит. Точнее, это уже произошло.
Маргарита Кабак,