РБК: стоимость самолета «Байкал» за год выросла со 178 до 455 миллионов рублей
За последний год стоимость самолета «Байкал» производства АО «Уральский завод гражданский авиации» (УЗГА), который должен прийти на смену советскому Ан-2 («кукурузник), выросла до 455 миллионов рублей. Об этом со ссылкой на письмо Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) потенциальным эксплуатантам сообщает РБК.
Осенью прошлого года полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев выражал недовольство тем, что цена «Байкала», который пока не совершил ни одного полета в предлагаемой для поставок комплектации, выросла до 178 миллионов рублей.
Тогда чиновник поручил ВЭБ проверить формирование цены на борт, отметив, что в текущих условиях коммерческая выгода от эксплуатации неочевидна. Позднее сообщалось о ряде предложений по снижению стоимости. Источник издания, знакомый с содержанием нынешнего письма ГТЛК, подтвердил его подлинность, в том числе в части новой стоимости машины.
Замглавы компании Михаил Парнев указал, что ГТЛК вместе с УЗГА прорабатывает возможность реализации инвестпроекта по закупке новой авиатехники в рамках госзаказа с привлечением средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Помимо «Байкала», также предлагается закупать самолет «Освей» (российско-белорусская разработка, из параметров известно только название) и ТВРС-44 («Ладога»), сроки первого полета которого также перенесены на неопределенный срок.
По оценке ГТЛК, к 2032 году стоимость «Байкала» вырастет до 587 миллионов рублей. В 2019 году при начале проекта цена машины находилась в районе 120 миллионов. Лизингодатель просит авиакомпании сообщить, кому интересен самолет с такими параметрами и сколько они готовы были бы платить в рамках лизингового платежа.
Представитель УЗГА, комментируя информацию, назвал «эскалацию цены» общемировой практикой и напомнил, что разработчики сталкиваются «с объективными макроэкономическими условиями и непропорциональным ростом цен на покупные комплектующие изделия и материалы». В то же время источник, близкий к Минпромторгу, заметил, что все цены носят приблизительный характер, так как самолеты пока попросту не созданы.
Текущая версия программы развития гражданской авиации России предусматривает начало поставок самолетов «Байкал» в следующем году, чтобы в период 2026-2029 годов выйти на уровень 25 машин в год.
В рамках прошлой программы предполагалось, что первые поставки новых российских самолетов, в том числе больших гражданских лайнеров, пойдут перевозчикам в 2023 году. По состоянию на середину 2024 года ни одна новая модель не совершила первый полет в той комплектации, в которой должна выпускаться. В мае Минпромторг скорректировал сроки поставок на несколько лет. Такое решение объяснили технической неготовностью.