В Москве открыл работу самый крупный фестиваль театральных менеджеров
Что такое современный директор театра и где его взять? Как ему выстраивать коммуникации с госструктурами, артистами и что такое творческий кейс — эти и другие вопросы в центре внимания Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров (ВФТМ), который открылся в Театре Вахтангова, где четыре года назад и родилась эта идея. Правда, тогда никто не думал, что инициатива группы энтузиастов вырастет в целую институцию.
В Москву на четвертый по счету ВФТМ съехались представители почти из 400 театральных организаций 68 регионов России. Причем 637 театральных менеджеров участвуют в форуме офлайн, и еще 50 тысяч подключаются к работе по онлайн-трансляции. Фестиваль открыл директор Вахтанговского, возглавляющий дирекцию фестиваля, Кирилл Крок.
— Теперь у нас есть свое сообщество, свое комьюнити. Сегодня трудно поверить, что на самом первом фестивале мы неуверенно обсуждали вопрос, нужна ли театру своя страница в Интернете, свой ТГ-канал, а сегодня реальностью в театральной практике становится работа с искусственным интеллектом. Тема нашего четвертого фестиваля — «Будущее становится настоящим», и я скажу, что надо смело мечтать о будущем для своего театра, но уже сегодня надо формировать образ этого будущего, чтобы оно стало реальным. Оно станет таким, если думать о театре как неотделимом от культуры в целом. Перефразируя девиз нынешнего фестиваля — «Театр в России больше чем театр» — я бы сказал, что директор или управленец в театре больше чем директор.
Крок объясняет собравшимся в зале Исторической сцены Вахтанговского, что, по его мнению, означает быть сегодня директором театра: «Директор должен выходить за пределы своего театра, быть начитанным и насмотренным, находить современные формы работы со зрителем, обладать продюсерскими навыками, но главное, — подчеркнул Кирилл Игоревич, — директор театра не может быть без любви к своему театру, к своему коллективу и тем, кто выходит на сцену — людям творческим, нервным, порой взрывным». «Но надо учиться сохранять позитивный настрой и уметь переплавлять негатив в эту любовь. Такая установка восходит еще к Станиславскому», — которого Крок и процитировал.
Надо сказать, что основателя русского репертуарного театра цитировал и новый председатель Союза театральных деятелей Владимир Машков.
— Наш многонациональный театр уникален и зависит от всех, кто его любит. Любовь — это чувство, и сыграть его нельзя: оно или есть, или его нет. Но основа слова любовь — внимание. Если вы внимательны к людям, которые вас окружают в театре, значит, вы любите. Как сказал один великий человек: «Гений — это неотступное внимание. Я хочу пожелать вам неотступного внимания — за миром, за собой».
А еще Владимир Львович объяснил представителям театрального менеджмента, чем отличается артист от актера: первый — художник, создатель, творец, а актер — исполнитель. И в чем отличие успеха от удачи: «последняя нужна неподготовленным».
— Когда я выхожу на сцену, то задаю себе вопрос: ради чего? — закончил свой спич Машков и тут же получил вопрос, озвученный женским голосом с галерки: «А ради чего вы?». На что председатель СТД процитировал своего учителя — великого Олега Павловича Табакова: «Смысл жизни в том, чтобы жизнь на тебе не заканчивалась». Так вот, я делаю это ради вас, и вы будет продолжать великие дела, которые нам всем завещали наши учителя. И ради молодых, которые могут вас снести, ничего не зная о вас. Вот ради этого я и пытаюсь существовать.
Сказал и уехал, а ВФТМ перешел в практический формат. Каждый из дней форума посвящен определенной теме, а их круг очень широк: выстраивание коммуникаций с государственными структурами; взаимодействие с органами власти; цифровые системы для театров и digital-контент, уличные театры, реновация и продвижение, театральные, околотеатральные проекты, презентация кейсов государственных и негосударственных театров и многое другое.
На фестивале участники Форсайт-сессии, которая впервые практикуется в театральном мире, попробуют вместе сформулировать, каким же будет театр будущего. А пути развития современного театра знал… Станиславский, которого можно назвать первым визионером. Это он в статье «Разные виды театров», написанной им в 1930 году, описал пока не существующие технологии, и эти картины до сих пор поражают воображение. При помощи искусственного интеллекта специалисты визуализировали часть этих картин, возникших в воображении Станиславского, и на несколько минут управленцы заглянули в будущее.