«Папа умер в субботу» вошел в программу Word Cinema, где представляют кино со всего мира и в основном европейское, поскольку азиатское и без того богато представлено в других секциях и в нескольких конкурсах. Россия в Южной Корее воспринимается в большей степени как Европа. Важно и то, что Зака – казашка, живущая в Москве, и свою картину снимала в селе Рыскулово Алмаатинской области с участием местных жителей.
Будучи филологом по первому образованию, выпускницей Карагандинского госуниверститета, она окончила в Москве Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, сняла несколько неигровых картин – еще студенткой автобиографический «Жаным», «Юбилейный год», «Девочки», «Дети ГУЛАГа». В игровом кино Зака тоже не новичок — была сценаристом «Пингвинов моей мамы» Наталии Мещаниновой, собирала материал на рыболовецком судне для «Снегиря» Бориса Хлебникова.
Ее письма к своему мастеру, написанные в процессе съемок фильма «Жаным», опубликованы, их можно прочитать. Марина Разбежкина просит своих студентов отправлять ей со съемочной площадки заметки о том, что там происходит. Полезно таким образом проговаривать важные для себя вещи. Разбежкина считает, что молодому режиссеру сначала надо все понять про себя, чтобы потом снимать про других.
Тогда Зака отправилась в Караганду, попыталась собрать свою семью вместе, хотя бы на несколько минут, чтобы сделать общее фото. У нее сохранилась только одна фотография, где они вместе, а она сама – кроха, как в ее игровом фильме младший братик главной героини.
«Папа умер в субботу» — тоже в своем роде проговаривание того, что невозможно иногда в жизни. Как это часто бывает в первом фильме, тут много автобиографического, но не все. Главная героиня Айко совсем не напоминает хрупкую Заку. Она крепкая, выше всей своей родни. Живет в Москве, была замужем за русским, как говорят родственники, работает гримером в кино, делает макияж капризным актрисам, одну из которых сыграла Елена Руфанова. С домом и семьей связи порваны. Зака тоже с родными не общается, но заноза в сердце сидит, и это чувствуется по фильму.
Когда не станет отца, с которым Айко не виделась целую вечность, она отправится в родное село скорее на встречу с собственным прошлым. Время похорон пропустит, просидит в магазине, листая журнал. Об отце у нее остались мрачные воспоминания. Обид много, и они не отпускают. Отец был жестоким, бил ее мать и стекла в школе. Теперь Айко знакомится с его новой женой Венерой, сводной сестрой-подростком Кукой и совсем еще маленьким братом Исламом, который и говорить-то еще не может, но такой же светловолосый, как она. За поминальным столом собираются две законных жены покойного и одна гражданская, трое детей от разных браков.
Главную роль сыграла казахстанская актриса Лаура Турсунканова с необычной внешностью. Она обратила на себя внимание в комедии про виагру «Горный лук» Эльдара Шибанова, которую показали два года назад на Венецианском кинофестивале. Той ее героине тоже все время чего-то не хватало, и она пускалась во все тяжкие с дальнобойщиками.
Роль второй жены отца сыграла Самал Еслямова — лауреатка Каннского кинофестиваля, награжденная за роль киргизской мигрантки в «Айке» Сергея Дворцевого. Теперь понятно, почему она не сразу согласилась сниматься у Заки. Безропотных женщин уже играла, повторяться не хотелось. Но тут ей был уготован маленький бунт. Колкости Айко даже ее выведут из себя, и она назовет ее волком-людоедом, ударит подушкой. На что изумленная Айко скажет другу детства: «Прикинь! На тебя плюшевый мишка нападает. Я же не знала, что она его так любит». Это уже об отце. Значит, кто-то его любил. Они с Венерой почти ровесницы — жена и дочь покойного. Между ними пятилетняя разница.
Не так давно продюсер Сергей Сельянов выпустил еще один дебютный фильм «Танцуй, Селедка!», снятый Александрой Лупашко, где дочь тоже приезжает на похороны отца из своего прекрасного далека. Ее называли Селедкой, а Айко родная мать зовет «наша обезьянка», а бабушка — «жеребеночком». С матерью близости тоже нет. Что же касается казахстанского кино в целом, которое Зака Абдрахманова отчасти представляет, то в нем взаимоотношения с отцом – ключевые. Столько прекрасных картин было снято на эту тему, и написано серьезное киноведческое исследование про архетип отца в казахстанском кино.
Айко встречает бывшего одноклассника, который в нее до сих пор влюблен, а в юном возрасте чуть жизни не лишился из-за их разлуки. Даник – скромный работящий парень, которого она немного презирает, не в силах унять гордыню. Он от отчаяния назовет ее «самой стремной уродиной в мире». Родные ее тоже не понимают. Сестра отца считает, что в Айко сидит московский бес.
От талантливой документалистки, да еще из Школы Разбежкиной, можно было ожидать принципиально другого кино — минималистичного, где все как в жизни. Но Зака сняла густой, фактурный фильм, где мороз и солнце, день чудесный, дивные заснеженные пейзажи, унылые заборы, живописные лица… В Казахстане можно выйти утром в летнем платье, и вдруг выпадет снег, так что без куртки не обойтись. Дыхание места передано удивительно точно, за что отдельная благодарность оператору Михаилу Хурсевичу (снимал «Нину», «Китобоя», «Дунай»).
Когда-то отец подарил Айко плюшевого медвежонка, и он до сих пор занимает место на полке вместе с другими «домашними животными». Его она заберет с собой в Москву как память о далекой жизни. А Зака приедет с ним в Южную Корею, а потом и на фестиваль авторского кино «Маяк» в Геленджике, где, возможно, уже в ближайшие часы получит награду.