Птичий грипп — это болезнь, которая, известное дело, распространяется среди птиц. Но ранее на этой неделе его нашли у работника молочной фабрики в Техасе. Не менее странно и то, что пациент подцепил заразу не от больной курицы или дикой птицы, а от коровы. Млекопитающие редко, если вообще когда-либо, заражали людей птичьим гриппом.
У техасского пациента болезнь протекает в легкой форме — из симптомов наблюдается только «покраснение глаз», и он уже идет на поправку. Однако эта новость — всего лишь вершина айсберга. О том, что птичий грипп представляет опасность для человечества, в последнее время пишут все чаще.
За последние несколько лет, поголовье домашней птицы заметно поредело от болезни — американские фермеры забили «миллионы куриц», чтобы предотвратить ее распространение. На этой неделе, вирус обнаружили на производстве у крупнейшего поставщика яиц в США и у дойных коров в уже пятом американском штате. Птичий грипп также «продолжает выкашивать«дикую птицу и множество морских млекопитающих, включая тюленей и морских львов. Болезнь продолжает распространяться и уже добралась даже до пингвинов в Антарктике и до, как минимум, одного полярного медведя в Арктике.
Эти события вызывают тревогу. Но как сильно мы должны беспокоиться? Об этом пишет Vox.
С кем мы имеем дело?
Вирус, который сейчас шагает по планете, — это так называемый высокопатогенный вирус птичьего гриппа (HPAI). Обычно он развивается на фермерских хозяйствах, где «в тесноте» выращивают и содержат очень много птиц. Там созданы идеальные условия для того, чтобы вирус быстро эволюционировал и адаптировался, становясь все более «смертоносным», указывает интернет-издание.
Вспышки HPAI уже неоднократно становились причиной гибели миллионов голов сельскохозяйственной птицы. Что делает эту новую форма вируса такой необычной, так это то, что она научилась распространяться среди дикой птицы и растущего числа млекопитающих и протекает у них в тяжелой форме. Ранее это было редкостью, отмечает Vox.
Впервые HPAI обнаружили 1996 году в провинции Гуандун в Китае, где он стал причиной смерти около 40% поголовья местных гусиных ферм и 6 из 18 заболевших сотрудников. США впервые столкнулись с болезнью в 2014-2015 годах: тогда от птичьего гриппа погибли миллионы домашних и также не поддающееся счету количество диких птиц. Новый «модернизированный» штамм HPAI стал активно распространяться в США в 2022, сообщает интернет-издание.
Вирус может сменить прописку
В начале 2023 HPAI убил «тысячи морских львов», а весной американские власти обнаружили птичий грипп у коз в Миннесоте и в стадах коров в Техасе, Канзасе, Мичигане, Айдахо и Нью-Мехико. Все это вызывает беспокойство потому, что люди — тоже млекопитающие. Если болезнь «перепрыгнула» с птиц на млекопитающих, что мешает ей «допрыгнуть» до нас, пишет Vox?
Что касается молока заболевших коров, то здесь существуют разные точки зрения. С одной стороны, пишет Politico, есть эксперты, которые утверждают, что если оно подвергается пастеризации перед поступлением в продажу, то остается безопасным для потребителей. С другой стороны, глава управления перспективных биомедицинских исследований и разработок (подразделение Минздрава США) Рик Брайт с этим не согласен. «Им придется провести множество тестов, прежде чем я стану пить молоко с одной из этих ферм», рассказал он Politico.
За последние несколько лет, только пара десятков человек во всем мире — большинство из них в разных частях Азии — заболела этим особенным видом птичьего гриппа. И все они, вероятно, имели тесный контакт с инфицированными животными. Симптомы могут как отсутствовать или быть почти незаметными — например, легкий грипп или покраснение глаз, так и проявляться в тяжелых формах, приводящих к летальному исходу, — вроде лихорадки и пневмонии. Так, за последние два десятилетия HPAI во всем мире заразились 800 человек, и более половины из них умерло, отмечает Vox. Неутешительная статистика.
Две новости: хорошая и плохая
Начнем с хороших новостей. Шансы того, что вы заразитесь птичьим гриппом в ближайшее время, стремятся к нулю. Проще говоря, вирус на данный момент просто не имеет подходящего биологического инструментария для того, чтобы «с легкостью вторгнуться» в человеческий организм, не говоря уже том, чтобы циркулировать в популяции. У нас совсем другая физиология, нежели чем у птиц и других животных, которые инфицируются HPAI, указывает интернет-издание.
Теперь плохие новости. Вирусы по типу птичьего гриппа «эволюционируют быстро и непредсказуемо». Они могут не только мутировать, но и также заменять целые отрезки своего генома на части других вирусов, создавая своего рода «Франкенштейнов». При определенных условиях, в результате такой эволюции у HPAI появятся инструменты для более широкого распространения среди млекопитающих, а его следующие итерации станут более опасными для человека. Ученые сейчас «в спешке» пытаются определить, что это могут быть за условия, пишет Vox.
Но радоваться рано
«Каждый раз это немного вроде Русской рулетки. Вы много раз крутите барабан, и в один прекрасный момент болезнь начнет распространяться среди людей», — рассказал Politico эксперт в области здравоохранения Ашиш Джа, который руководил мерами по борьбе с Covid-19 в администрации Байдена.
Да, с одной стороны, уже разработан и одобрен для применения ряд вакцин против HPAI. С другой, у них невысокая эффективность — риск заражения птичьим гриппом снижается после вакцинации только на 45%, утверждает бывший сотрудник американского управления по контролю за качеством продуктов и медикаментов (FDA) доктор Лучиана Борио. «Я не так уверена (в этих вакцинах — прим. ред.)», поделилась она с Politico.
Общая картина сейчас выглядит примерно так: HPAI «продолжает мутировать». А если взять еще шире, то, как считает эксперт по зоонозному (животному — прим. ред.) гриппу детской исследовательской больницы Мемфиса Стейси Шульц-Черри, «нам, кажется, следует ожидать, что случаев, о которых мы раньше даже не думали, — когда болезни переходят с одного животного вида на другой — станет больше», резюмирует Politico.