Рыбаки из сицилийской деревни Портичелло, ставшие свидетелями того, как суперяхта Bayesian быстро затонула во время сильного шторма в понедельник, говорят, что судно оказалось не в том месте и не в то время.
Но итальянские прокуроры, расследующие инцидент, сосредоточат свое внимание на том, приняли ли капитан и экипаж все необходимые меры безопасности, чтобы предотвратить трагедию, пишет The Guardian.
Во вторник прокуратура близлежащего города Термини-Имерезе более двух часов допрашивала капитана яхты, 51-летнего Джеймса Катфилда из Новой Зеландии.
Сообщается, что водолазы, обследовавшие место крушения, обнаружили тела пяти пропавших без вести человек. Британский технологический предприниматель Майк Линч, его дочь-подросток Ханна Линч, председатель международного совета Morgan Stanley Джонатан Блумер, его жена Джуди, а также юрист Clifford Chance Крис Морвилло и его жена Неда пропали без вести с тех пор, как судно затонуло в понедельник утром. Тело шеф-повара яхты Рекальдо Томаса было обнаружено вскоре после того, как судно затонуло.
Как пишет The Guardian, 69-летний Карстен Борнер, капитан находившегося неподалеку парусника, который первым оказал помощь пострадавшим в понедельник, сказал: “Я никогда не видел, чтобы судно такого размера затонуло так быстро. Через несколько минут от него ничего не осталось”.
Спасатели исходят из предположения, что судно быстро затонуло после того, как в него попал водяной смерч. Тот факт, что другие суда, находившиеся поблизости, такие как небольшая лодка Борнера, не затонули, свидетельствует о локальном характере происшествия.
Как сообщает La Repubblica, дайверы, проводившие подводный осмотр судна, сообщили, что люк был открыт, хотя официальные лица этого не подтвердили. Если бы это было так, то через щель могло попасть большое количество воды, что потенциально могло дестабилизировать судно.
Габриэле Бруни, моряк, который дважды участвовал в Кубке Америки и тренировал олимпийскую сборную Италии, рассказал: “Открытый люк на таком большом судне, как Bayesian, может выдержать попадание небольшого количества воды, но в случае сильного шторма это не помешает проникновению большого количества воды».
“Мне кажется вероятным, что вода откуда-то поступила, — добавил Бруни. – В противном случае такая яхта не затонула бы так быстро”.
Другие источники сообщили итальянским СМИ, что подвижный киль судна был частично поднят. Согласно данным верфи Perini Navi, которая построила Bayesian, судно было оснащено системой, способной опускать киль на глубину до 10 метров.
“Очевидно, что опущенный киль обеспечил бы паруснику большую устойчивость в случае сильного ветра, — прокомментировал Бруни. — Однако следует также отметить, что эти суда часто не могут полностью опустить подвижный киль, особенно вблизи порта. Киль на глубине 10 метров мог легко застрять среди камней на морском дне”.
Фабио Чефалу, 36-летний рыбак из Портичелло, который одним из первых попытался оказать помощь Bayesian, рассказал, что прибыл в порт в 3:30 утра на рыбалку и увидел первые вспышки молний. “В 3:55 появился мини-торнадо, — вспоминает Чефалу. — Доки порта отклонили его, и он врезался в парусник лоб в лоб”.
Судно затонуло вскоре после 4:10 утра. На эксклюзивной фотографии, полученной The Guardian от местного рыбака, запечатлен момент запуска аварийной ракеты со спасательного плота в 4.35 утра.
Франческо Ло Коко, который сделал этот снимок, говорит: “Я вышел на балкон, потому что у меня в гавани пришвартованы две лодки и я беспокоился о приближающемся шторме. Внезапно я увидел, что парусник качается. Я схватил телефон, чтобы сделать снимок. Аварийная ракета была запущена, когда яхта уже тонула”.
Следователи пытаются выяснить, почему большая часть экипажа выжила, в то время как шестеро гостей и шеф-повар погибли.
Никола Романа, эксперт по транспортному и туристическому праву факультета экономических наук Университета Палермо, рассказала La Repubblica: “В основе аварий на море почти всегда лежит человеческий фактор. В данном случае катастрофическое событие также сыграло свою роль. Экипаж корабля такого размера должен быть готов ко всему.”
Габриэле Бруни отмечает: “Капитаны и экипаж такого судна, как Bayesian, выбираются не случайно. Мы говорим о лучших профессионалах в мире. Если начинается шторм, капитан должен сначала связаться с командой, чтобы попытаться выровнять судно и принять все необходимые меры для предотвращения кораблекрушения. Внезапный шторм или мини-торнадо застал бы их врасплох, когда они пытались сделать все необходимое для обеспечения безопасности пассажиров. К сожалению, они не успели вовремя. Но пока это все предположения. Нам придется дождаться окончания расследования, чтобы понять причины инцидента”.
“Я не могу поверить в то, что случилось с такой яхтой, как эта, — добавил он. — Если бы меня спросили в ту ночь, в штормовой день, на какой парусной лодке в мире я бы хотел быть, я бы выбрал Bayesian”.