Царь Саргон II правил Ассирией, ориентировочно, в конце VIII века до нашей эры. Он задался вернуть своей стране было величие — и за годы непрерывных войн действительно смог расширить ее границы. В течение нескольких лет, до самой смерти правителя, в Ассирии строили новый город Дур-Шаррукин, который должен был стать столицей. Но царь был убит, а город менее, чем через век, — полностью покинут.
Археологи обнаружили Дур-Шаррукин спустя два с половиной тысячелетия — лишь в XIX веке. Вскоре они заметили странную последовательность символов, которые красовались на храмах в разных частях города: лев, орел, бык, фиговое дерево (оно же инжир) и плуг. Иногда — только лев, дерево, плуг. Было очевидно, что это что-то значит, но что именно?
За 100 с лишним лет ученые предлагали множество версий, и вот сейчас появилась та, которая может объяснить сразу обе последовательности и вписывается в исторический контекст. О гипотезе сообщает Тринити-колледж (университет в Ирландии).
«В этой статье предлагается новое решение, предполагающее, что изображения, во-первых, символизируют определенные созвездия, а во-вторых, представляют собой вавилонские/ассирийские слова, звуки которых «произносят» имя Саргона», — пишет доктор Мартин Уортингтон в статье опубликованной в журнале Американского общества зарубежных исследований.
С той частью гипотезы, которая касается имени, все более или менее просто: Уортингтон поясняет, что на ассирийском языке лев, орел, бык, инжир и плуг содержат звуки, которые можно прочитать как «шаргину». А именно так звучало имя Саргона II на родном ему языке. Так же можно прочитать и «урезанную» версию.
А вот с созвездиями все немного сложнее. Пять фигур обозначали пять созвездий (большинство которых, к слову, известны нам практически под теми же именами): Лев, Орел, Телец, Плуг. Созвездия фигового дерева не было, но как предположил ирландский ученый, оно заменяет реально существовавшее созвездие Челюсть, на ассирийском — «ису». Проиллюстрировать его было сложно, но неизвестный автор ребуса остроумно заменил его на более солидный символ, дерево, название которого звучало очень похоже — «ишу».
«Сочетая эти два смысла, символы должны были иметь особый эффект: утверждать, что имя Саргона было написано на небесах, а также связывать его с богами Ану и Энлилем (в шумеро-аккадской мифологии это были верховный бог неба и бог воздуха-верховный бог всего пантеона — прим. Ред.), с которыми были связаны представленные созвездия», — поясняет Уортингтон.
Он отмечает, что хотя способ увековечить имя был оригинальным, сама идея — не нова. Ассирия находилась на земле, где до того процветали другие великие государства: Шумер, Аккад и Вавилония. И их правители тоже нередко приказывали высечь свои имена на знаковых зданиях, о чем ученые Саргона, впрочем, могли и не знать.
«Я не могу привести неоспоримых доказательств для своей теории. Но тот факт, что она работает как для последовательности из пяти символов, так и для последовательности из трех символов, а также то, что символы можно понимать еще и как созвездия, известные для этой культуры, — все это кажется мне весьма многообещающим. Странность всего этого — простите за каламбур — астрономическая. Изучение древних языков и культур полно загадок всех форм и размеров, но на древнем Ближнем Востоке нечасто можно встретить загадочные символы на стене храма», — добавляет ученый.