Первый из них — это датчик положения дроссельной заслонки. Этот маленький чудо-прибор отвечает за правильный впрыск топлива, угол опережения зажигания и даже режим работы холостого хода. На автомобилях отечественного производства его сенсорный элемент сделан из полимерной пленки с графитовым напылением, по которому скользит ползунок. Но вот загвоздка: поверхность может разрушаться, сопротивление может искажаться, датчик начинает передавать неправильные данные, и вот тут начинаются неприятности, включая рывки при разгоне и плавающие холостые обороты.
Второй критически значимый датчик управляет давлением топлива. Его дефект может спровоцировать неполадки в работе двигателя вплоть до его полной остановки.
Третий в списке — индукционный датчик положения коленчатого вала, внедренный в современные двигатели. При каждом обороте он посылает импульс электронному блоку управления. Отсутствие сигнала интерпретируется системой как прекращение функционирования ДВС. При поломке этого датчика автомобиль просто не заведется.
Четвертый по порядку датчик температуры охлаждающей жидкости обычно размещается между головкой блока цилиндров и термостатом. Его электрическое сопротивление уменьшается с повышением температуры. Электроника, опираясь на его данные, регулирует состав топливной смеси, особенно при запуске в условиях холодной погоды, а также активирует вентилятор на радиаторе. Нарушение работы этого датчика приводит к тому, что блок управления начинает готовить смесь, подходящую для температуры 0 градусов Цельсия, что неизбежно увеличивает расход бензина.
Пятый — датчик детонации ДВС. Его главная миссия заключается в выявлении преждевременного взрыва топливной смеси в цилиндрах, что может привести к необратимым повреждениям. Обычно этот датчик функционирует по принципу пьезо-зажигалки: чем больше ударная нагрузка, тем выше напряжение на нем. Благодаря его сигналам, блок управления корректирует угол опережения зажигания, чтобы избежать детонации. Выход из строя этого датчика несет серьезные последствия для состояния двигателя.
Рядом с катализатором в системе выхлопа часто устанавливается датчик содержания кислорода в выхлопных газах, известный как лямбда-зонд. Он проводит анализ и передает данные о содержании кислорода для корректировки состава горючей смеси. Нарушения в работе этого датчика приводят к увеличению расхода топлива и объема вредных выбросов.