Автожир Hunting Eagle в трехместном исполнении. На внешней подвеске — ракеты AR-2
На вооружении Народно-освободительной армии Китая имеется разнообразная авиационная техника, в т.ч. специфические образцы для решения особых задач. Так, для армейских спецподразделений несколько лет назад были созданы автожиры серии Hunting Eagle. Такая техника поступила на вооружение и используется для перевозки и десантирования бойцов, патрулирования и разведки, а также для нанесения ударов.
Техника для спецназа
Автожиры для НОАК и силовых структур КНР разработаны и выпускаются компанией Shaanxi Baoji Special Vehicles Manufacturing. Основной сферой ее деятельности является легкая бронетехника, но в начале десятых годов компания попробовала свои силы в области легкой авиации. Поставленные задачи были успешно решены, и не позднее 2014-15 гг. компания освоила производство новой техники.Практически одновременно в серию пошли несколько вариантов автожира под общим названием Hunting Eagle («Охотящийся орел»). Все они были построены на основе общих решений и компонентов, но отличались основными летными и рабочими характеристиками. Соответственно, отличались и оперативные возможности. В дальнейшем конструкция автожиров дорабатывалась и улучшалась.
В середине десятилетия автожиры поступили на вооружение спецподразделений НОАК. Параллельно они закупаются правоохранительными органами. Первые публичные демонстрации таких новинок состоялись в 2015-16 гг. В дальнейшем технику неоднократно показывали на открытых мероприятиях. Также регулярно публикуются фото- и видеоматериалы с учений и иных мероприятий.
Место пилота
К примеру, за прошедшие годы «Орлы» несколько раз участвовали в армейских парадах. Автожиры показывали как на автомобилях-перевозчиках, так и в полете. Армия демонстрировала летные и пилотажные характеристики техники, а также раскрывала возможную целевую нагрузку.
Не так давно китайский телеканал CCTV7 показал репортаж с завода Shaanxi Baoji Special Vehicles Manufacturing. В кадр попал целый строй готовых автожиров всех основных модификаций. Также сняты демонстрационные полеты автожиров на разных режимах. Кроме того, в очередной раз показали ранее не известный вариант боевой нагрузки.
Семейство техники
По известным данным, автожир Hunting Eagle строится в двух основных модификациях. Они максимально похожи друг на друга, и все различия фактически сводятся к количеству мест и полезной нагрузке. Так, первый вариант машины имеет два места – пилота и пассажира / оператора, а вторая модификация способна перевозить двух пассажиров. Кроме того, могут меняться второстепенные агрегаты, такие как обтекатели, кресла и т.д.
С точки зрения конструкции изделие Hunting Eagle представляет собой типичный современный автожир и во всех отношениях похоже на другие современные разработки этого класса. Также обеспечиваются близкие летно-технические характеристики.
Задняя «кабина» двухместной машины
Автожир выполнен на основе легкой металлической рамы. В передней ее части тандемно размещены места пилота и пассажиров. За пассажирами находится колонка несущего винта, а позади нее помещен двигатель с толкающим винтом. Также имеется вынесенное на тонкой балке хвостовое оперение. Автожиры комплектуются легким кожухом, прикрывающим только носовую часть или образующим некое подобие фюзеляжа. Предусматривается трехточечное шасси с носовой стойкой. Также проходила испытания машина на лыжах.
Судя по доступным данным, все автожиры «Охотящийся орел» оснащаются оппозитным бензиновым двигателем марки Rotax. На нем устанавливается толкающий воздушный винт с тремя или четырьмя лопастями. Несущая система включает двухлопастной винт. Втулка такого винта оснащена средствами управления. Предварительная раскрутка ротора не предусматривается.
Во всех модификациях в передней части машины располагается пилот. На его месте имеются все основные органы управления и полноценная приборная доска с необходимым набором устройств. Конфигурация и оснащение второго места / мест могут отличаться. Так, на двухместном автожире может предусматриваться второй набор органов управления. При этом вместо приборной доски используется жидкокристаллический экран. Также возможна установка приборов для управления специальной аппаратурой или бортовым вооружением. В трехместной конфигурации машины два кресла размещены бок о бок, что исключает возможность установки органов управления.
Ранее сообщалось, что максимальный взлетный вес автожиров находится в пределах 600 кг. Полезная нагрузка – до 250 кг. В полете аппарат развивает скорость до 180-185 км/ч. Для взлета и посадки требуется полоса длиной в десятки метров.
Двухместный «Орел» с ОЭС и ПТУР
Боевые возможности
В спецподразделениях НОАК автожиры Hunting Eagle решают целый ряд различных задач. В первую очередь, их используют в качестве легкого воздушного транспорта, способного перевозить несколько человек и/или небольшой груз. Демонстрировалась возможность парашютного десантирования с такого летательного аппарата.
Автожир может использоваться для патрулирования местности или разведки наземных объектов. Ранее наблюдение велось только визуально или при помощи простейших оптических приборов. Недавно показали автожир с оптико-электронной станцией под носовым обтекателем. Пульт управления ею размещен на пассажирском месте. Судя по размерам, такая ОЭС не отличается выдающимися характеристиками, но и она имеет очевидные преимущества перед глазами пилота.
Hunting Eagle также может выполнять ударные задачи. Еще несколько лет назад демонстрировался автожир с легкой управляемой ракетой «воздух-земля» AR-2. Такое изделие весит всего 20 кг, несет 5 кг взрывчатого вещества и оснащается полуактивной головкой самонаведения. С его помощью предлагается поражать различные наземные цели на дальности 8 км. Автожир может брать на борт две такие ракеты.
Недавно показали другой вариант ракетного вооружения. На бортах автожира попарно подвесили четыре контейнера с ракетами одного из существующих противотанковых комплекса. Для управления ракетой, вероятно, используется новая ОЭС. С таким оснащением и вооружением «Охотящийся орел» может поражать широкий спектр наземных объектов, включая танки, на дальностях до нескольких километров. При этом имеется принципиальная возможность интеграции разных ракетных комплексов.
При необходимости, экипаж может использовать и личное оружие. По наземным целям можно применять стрелковое оружие. На опубликованных фотографиях бойцы спецподразделений неоднократно позировали и с гранатометами. Однако возможность безопасной стрельбы из такого оружия в полете вызывает сомнения.
Предмет интереса
Армия и силовые структуры КНР не только заинтересовались автожирами местного производства, но и довели их до полноценной эксплуатации. Более того, такая техника попала в спецподразделения, отличающиеся особыми нуждами и соответствующим подходом к выбору материальной части. Это показывает, что автожиры тоже соответствуют требованиям спецназа и вполне способны находить применение в определенных ситуациях.
Вероятно, интересу со стороны НОАК поспособствовало наличие у автожиров нескольких важных особенностей. Так, изделия Hunting Eagle, независимо от варианта и конфигурации, отличаются простотой конструкции и производства. Компания Shaanxi Baoji Special Vehicles Manufacturing заявляет о возможности ежегодного выпуска не менее 200 таких машин. Кроме того, они просты в эксплуатации, и их освоение не должно вызывать никаких проблем.
При всех ограничениях, «Орлы» представляют собой удобный легкий транспорт с достаточно высокими характеристиками, способный перевозить людей и грузы. Также он может быть платформой для размещения вооружений или специальной аппаратуры. Точная конфигурация аппарата определяется заказчиком в соответствии с его потребностями.
Автожиры в парадном строю
В то же время, любой автожир имеет ограниченные летные характеристики. Кроме того, такая машина не отличается малозаметностью. В боевых условиях такая техника имеет недостаточную живучесть и устойчивость. При этом рискам подвергается как упрощенная конструкция, так и экипаж, не имеющий никакой защиты.
Для отдельных задач
Таким образом, автожиры Hunting Eagle, как и другая техника этого класса, имеет преимущества и недостатки разного рода. Однако грамотное использование такой техники позволяет реализовать все ее сильные стороны и сократить потенциальные проблемы. Также дополнительные преимущества появляются при использовании летательного аппарата в качестве платформы для дополнительных средств.
По всей видимости, китайские спецподразделения и силовые структуры внимательно изучили автожиры от своего производителя и сформировали тактики и логику наиболее эффективного их применения и эксплуатации. В результате в распоряжении спецназа появились новые необычные транспортные средства, упрощающие решение ряда боевых и вспомогательных задач.