В конце прошлого года Сергей выступил в Кремле с программой из классических мировых рок-хитов, а потом представил публике шоу из шлягеров Modern Talking и Pet Shop Boys. Микс, нужно признать, получился весьма специфичный. Все-таки, несмотря на то что и Томас с Дитером, и Нил с Крисом герои примерно одного времени, репутация у них различается, наверное, как вино и виноградный сок. Примерно с такими соображениями «ЗД» и обратилась к Сергею Арутюнову, попросив изложить его взгляд на музыку с разных планет в одной программе.
«В детстве я очень любил и Modern Talking, и Pet Shop Boys, — честно признался певец и композитор. — У них есть много общего, характерного для того времени, но разница прежде всего в том, что одни немцы, а другие британцы. Песни Pet Shop Boys построены на нюансах, на двойном, а иногда тройном дне, на тонкостях и конфликтах, в том числе текстов и аранжировок. У Modern Talking все в лоб, в хорошем смысле. Все сладко и романтично. Когда я готовил программу, то попытался их различия снивелировать. Для этого заново сделал все аранжировки, с уважением к оригиналу, но с пониманием, какой год на дворе. Плюс симфонический оркестр как способ максимально русифицировать материал. Русский симфонизм — наш мировой бренд, и я решил сделать его основой и для этой программы. Если же говорить о личных симпатиях, то мне ближе Томас Андерс. Все-таки я с ним пел, мы выступали и несколько лет назад даже сняли совместный клип на Cheri Lady. Может быть, это прозвучит немного пафосно, но я с уверенностью могу сказать, что Томас ввел в моду сверхсладкий синти-тенор. Его тональные легато создают невероятную атмосферность, и без всего этого Modern Talking не стали бы такими успешными. Так что я за него».
В ходе шоу Сергей интеллигентно умолчал о своих симпатиях, наградив комплиментами все, что он исполнил в тот вечер. К импортным хитам были прибавлены еще и местные шлягеры, которые вместе с Арутюновым спели Родион Газманов, Алексей Романов, группы «Технология» и «Астеро». Но главными приманками для публики, конечно же, стали песни, чьи исполнители сейчас за «железным занавесом». Хотя были в зале и те, кто пока не потерял гастрольных иллюзий. «Вы не видите, что происходит, ну какой Modern Talking?!» — строго спрашивала кремлевская вахтерша у двух дам, поинтересовавшихся, когда же выйдут Томас и Дитер. «Мы так надеялись…» — со слезами на глазах лепетали стажированные фанатки.
Если не принимать во внимание сложившийся гастрольный контекст, то можно сказать, что поп-классика конца прошлого века прозвучала весьма уверенно и даже размашисто. Сергей Арутюнов прошел солидную вокальную школу, в том числе под руководством своего отца, лидера группы «Лига Блюза» Николая Арутюнова, и голос его совсем не портит всенародно любимые хиты. И, конечно, был какой-то символизм в исполнении Go West в кремлевских интерьерах. Особенно если учесть, что в девяностых клип на эту песню Pet Shop Boys снимали на Красной площади. Получается, что парадоксальная связь участников британского дуэта с местными тоталитарными символами по-прежнему не ослабевает. Мистика какая-то…
* * *
В данный момент Сергей Арутюнов, наверное, является одним из самых известных кавер-исполнителей в стране. По словам самого артиста, подобное положение скорее стечение обстоятельств, чем результат продуманной стратегии, однако широкие музыкальные интересы, конечно же, способствовали наполнению репертуара хитами всех мастей.
«Кроме уже упомянутых Modern Talking и Pet Shop Boys я всегда обожал Queen, Scorpions, а еще песню «На Заре» группы «Альянс», хиты группы Hi-Fi, великие композиции Евгения Крылатова. Так получилось, что я получил права на эти песни и когда их пою, то испытываю чувство полета, как будто в детство возвратился, — говорит Сергей. — Петь я начал лет в двенадцать, ну так мне тогда казалось. Правда, когда попытался показать это папе, он очень спокойно, без отрицательного посыла, сказал, что заниматься вокалом мне не нужно. И на тот момент он был абсолютно прав. У меня ничего не получалось. Я был ребенком довольно позднего развития с поздней мутацией голоса и просто не мог контролировать свое пение. Отец говорил мне, что я могу писать песни или играть на фортепиано, в конце концов, заниматься не музыкой, что я долго делал, выучившись на экономиста. Но в какой-то момент пение меня все-таки настигло. Я хорошо помню этот момент. Я жил тогда в Чехии, сходил на концерт Whitesnake и после решил попробовать под рояль спеть примерно так же. И вроде бы получилось. Я позвонил отцу, спел ему, и он сказал, что можно пробовать дальше. Так у меня появилась группа, с которой мы начали выступать по кабакам, где, конечно, быстро набираешься опыта. А потом было шоу «Голос», и когда мы вышли на сцену вместе с отцом, он был уже во мне уверен, иначе этого не случилось бы».
Блюзовый и рокерский антураж, в котором Сергей провел детство, конечно, наложил своей отпечаток на формирование вкусов будущего певца. Однако в отличие от отца, чья преданность блюзу носила во многом бескомпромиссный характер, Сергей не придает музыкальным стилям сакрального значения. Видимо, музыка для него в большей степени захватывающее приключение, и в поисках свежих эмоций Арутюнов-младший смотрит абсолютно во все стороны. Впрочем, блюз для Сергея по-прежнему больше, чем просто мировая классика.
«Папа записал на микрофон, как я в детстве, еще едва умея говорить, пытался изобразить мелодию из великого блюза Вилли Диксона Hoochie Coochie Man, исполненного Мадди Уотерсом. Все мне говорили, что мой папа — отец русского блюза, и, таким образом, у меня появился брат в виде этого самого русского блюза, — иронизирует Арутюнов-младший. — Правда, на сегодняшний день блюза в моей жизни немного. Конечно, есть «Лига Блюза», группа, которую мне оставил папа, и я всегда буду ей заниматься. Сейчас на нее остается не так много времени, как хотелось бы, но когда я выступаю с теми самыми папиными музыкантами, то становлюсь самим собой. Жаль, что это пока получается не очень часто».
Повышенное внимание публики к кавер-концертам дает внятную перспективу тем, кто хорошо освоил этот формат. Сейчас рок-н-ролльные и поп-шоу от Сергея Арутюнова являются заманчивым гастрольным предложением, поэтому в Москве музыкант не задерживается. Однако свой собственный репертуар тоже важен для музыканта, хотя в сложившейся ситуации он может себе позволить не торопиться с ним и копить потенциальные хиты.
«Я много выступаю с песнями, которые написал не сам. Но пишу и исполняю свои, — говорит Сергей. — Просто я всегда исхожу из того, чтобы если публике больше хочется услышать знакомый хит, то лучше исполню его. И хотя у меня десятки своих песен, они звучат на радио и на моих концертах, я пока с ними не наглею. Но буду писать дальше, исполнять свои песни на концертах и когда почувствую, что они готовы стать конкурентами уже известных хитов, то буду их активно предлагать. Обещаю».