Борьба за авторские права на музыкальный каталог «Ласкового Мая» велась и до смерти Юрия Шатунова, а после ухода из жизни главного артиста группы продолжилась с еще большим ожесточением. В прошлом году продюсер «ЛМ» Андрей Разин заявил, что «патенты» на музыку и сценические имена, которыми он якобы обладает, позволяют ему сосредоточить все, что связано с группой в собственных руках. В связи с чем любое использование песен и даже фото и видео-материалов нужно согласовывать лично с ним.
В суде, правда, сложилось другое представление о том, как обстоят дела на самом деле. В частности доказательства того, что автор главных «майских» хитов Сергей Кузнецов (умер в сентябре прошлого года) передал все права на свои песни Разину признаны недостаточными. Поэтому «наследницей» каталога группы признали вдову Юрия Шатунова Светлану. Разин сохраняет за собой право на обжалование решения, но по оценкам адвокатов шансы у продюсера невелики.
Впрочем, даже некоторая ясность, внесенная в долгий конфликт интересов, не остудила пыл записного скандалиста и сертифицированного манипулятора, жертвой которого когда-то оказался даже генсек Горбачев.
Когда стало известно о намерении компании Игоря Крутого провести трибьют-концерт, на котором большая звездная компания исполнит те самые песни, Разин заявил, что проклинает всех и каждого, кто не только выступит на мероприятии, но и посетит его, а сами организаторы были квалифицированы как «сатанисты» — затрепанным клеймом текущих скрепных баталий. То есть всем грозило, как минимум, покрыться гнойными волдырям. Даже с учетом некоторой демонической репутации шоу-бизнеса, прозвучало это весьма экстравагантно.
На подготовку к концерту «крестовый поход» Разина никак не повлиял (все-таки босс мероприятия и бывший «майский» босс персоны совсем разного калибра), но шум в соцсетях и некоторых медиа все же случился.
Устроители шоу, ответив на истерику и угрозы раздухарившегося «Остапа Бендера шоу-бизнеса» оглушительным молчанием (то есть никак не ответив), в долгу, тем не менее, не остались, и устроили остроумный перфоманс. Можно было, конечно, ожидать батюшку с кадилом на входе, окуривающим входящих ладаном, дабы отогнать чертей, сглаз, проклятия и прочие темные силы, и чан со святой водой для орошения суеверных. Ограничились аниматорами в костюмах белых ангелов, которые весело дефилировали на подступах к концертному залу, не отказывая в сэлфи всем желающим. Желающие, сфотографивавшись, просветленно шествовали в зал на встречу с высоким искусством, очищенные и защищенные от темных разинских проклятий.
Впрочем, судя по полному залу, фанаты «Ласкового Мая» суевериями не особо страдали, чего не скажешь о некоторых артистах. Из надежных источников стало известно, что разинские «прокляну» не на шутку напугали лидера группы «Руки Вверх!» Сергея Жукова, и в результате программа стала беднее на одну большую звезду.
Мнения в закулисье разделились, одни корчились от коликов животных, другие высказывались примирительнее и в более понимающем ключе – мол, Регина, супруга Жукова, беременна и «Серега решил не испытывать судьбу, его можно понять».
Все остальные оказались менее впечатлительными, хотя в ходе самого концерта ведущие Лера Кудрявцева и Андрей Малахов все-таки упомянули о бесовских кознях – в сатирическо-саркастической, разумеется, манере, назвав Разина естественно не по имени, а только «тем, кого мы не будем называть». На этом сеанс воландемортовщины был закончен, а Джоан Роулинг икнулось…
Музыкальная часть шоу явно уступала светской по эксцентричности и в целом оказалась весьма предсказуемой. Многие звезды изо всех сил старались найти в хитах «Ласкового Мая» скрытый музрезурс, а заодно проявить себя крайне изобретательными артистами.
Подобное желание, в общем, понятно. Некоторые из участников трибьюта — артисты старой закалки, чье образование и навыки в конце восьмидесятых были не на шутку уязвлены сметающей все на своем пути популярностью сиротской во всех отношениях музыки. Конечно они, и даже те, кто помоложе, хотели показать свою профессиональную крутизну. И в итоге показали.
Сосо Павлиашвили напустил недетского драматизма в «Медленно уходит осень». Алексей Чумаков изо всех сил пытался сделать «Розовый вечер» чем-то очень эстетским и почти блюзовым, правда, как показалось, был недостаточно в голосе для такой затеи.
Александр Панайотов превратил «Белые розы» в монументальное вокальное произведение, всячески выпячивая все, чем силен (а силен он многим), но в итоге этот монумент вышел излишне, если не сказать необоснованно помпезным. И чем старательнее доводили простенькие песенки до масштаба серьезных произведений эпического масштаба, тем очевиднее становилась вся тщетность попыток найти глубины там, где их нет и никогда не было.
Видимо, нужно поверить в каждое слово и каждый звук, чтобы угадать, как эти сочинения нужно исполнять без риска выглядеть нелепо.
И у некоторых, надо сказать, это неплохо получилось. Прежде всего отличилась тик-токерская молодежь. У них свое, лишенное избыточного пыла, отношение к музыке. Они не стараются сделать круто, они делают так, чтобы «заходило». В итоге Хабиб с «Не бойся», Миа Бойка с «Майским вечером» и особенно Амирчик с уже упомянутым «Розовым вечером», не придумывая ничего лишнего, выдали идеальные хиты для непритязательных школьных дискотек, оставив в этих песнях все то, что хотел донести сам Юрий Шатунов. В молодежный отряд успешно влился Денис Клявер, который добавил в «Телефонный роман» максимально много восьмидесятых, и циничный расчет неплохо сработал.
Впрочем, среди версий, которые их авторы увели далеко от оригинала, тоже были свои чемпионы. Грузинский вокальный коллектив «Браво Метехи» неплохо сыграл в фолк с песней «Спасибо тебе», Юлия Савичева прокачала «Я перессорился с дождем» софт-рокерской страстью и не прогадала. Наконец, Billy’s Band превратили «Все» в уместный для них пришансованный блюз, хотя даже в таком виде песня вряд ли попадет в концертный сет-лист коллектива.
Несмотря, однако, на все плюсы и минусы, вряд ли хоть один из прозвучавших каверов войдет в музыкальную историю самодостаточным произведением, как это сумела сделать еще в первой половине 90-х Жанна Агузарова, когда перепела на английском White Roses («Белые розы»), создавая «кабацкий» репертуар для своих выступлений в Лос-Анджелесе, где «королева русского рок-н-ролла» пыталась сотворить международную карьеру. Карьеру не сотворила, а вот песня вошла в анналы навсегда и по сей день остается, пожалуй, лучшим «переосмыслением» оригинала. Жанна украсила это хит «всех времен» своей неповторимой взрывной харизмой и затейливой аранжировкой, но сумела бережно сохранить тот самый «ласковомайский» дух, который, согласно формуле поэта, и по усам течет, и в рот попадает. К сожалению, ничего близко похожего не сумели сделать на концерте «Здесь был Юра» звезды сегодняшнего дня.
Собравшиеся в зале зрители, однако, вряд ли вели свои дневники кавер-побед и неудач. Народ пришел явно за другим. Публика, кстати, подобралась колоритная. На лицах дам под пятьдесят уже появились морщины, но не ушла фанатская экзальтированность, строчки песен, видимо, навсегда остались в уже не студенческой памяти, и даже чехлы их смартфонов украшали наклейки с портретом парня из эпохи двухкопеечных телефонных автоматов. И «олды», и те, кто им в дети, а то и внуки годился, отлично провели время, словно побывав на свидании с человеком, которого они вряд ли забудут.
Не в обиду всем участникам действа нужно отметить, что самой интересной частью шоу стали фрагменты хроники и интервью самого Юры. В них не было ни фальши, ни позерства. Видимо Шатунов сам знал, что актер из него не очень, поэтому говорил так, как есть. Подобная правда иногда вызывает чувство неловкости, а иногда и активный протест. Но от этого она не становится менее правдивой. В глазах так и не повзрослевшего мужчины, в его словах и песнях словно отражается вся страна, героем которой он стал. Пора бы уже научиться принимать это как данность.
Читайте материал «Сильно сдавший Александр Ревва вернулся в Россию и удивил на концерте памяти Шатунова»