«Золотую пальмовую ветвь» получила «Анора» Шона Бейкера.
Фото: REUTERS.
Никто не рассчитывал на такой поворот событий, но «Золотую пальмовую ветвь» получила «Анора» Шона Бейкера, американская трагикомедия про русских. Анорой, или Ани, зовут героиню Майки Мэдисон, девушку с русскими корнями, более или менее понимающую русский язык и даже что-то способную на нем произнести. Но вообще она живет в Нью-Йорке и является совершенной американкой. А работает стриптизершей – каждую ночь исполняет приватные танцы для состоятельных мужчин, годящихся ей в отцы. Но вот клиентом неожиданно оказывается юный русский оболтус Ваня Захаров (Марк Эйдельштейн), сын олигарха. Сначала танцы, потом секс, потом еще секс, потом поездка в Лас-Вегас – и Ваня делает Аноре предложение: во-первых, девушка хорошая, во-вторых, американская жена с прилагающейся грин-картой не помешает. Естественно, стриптизерша соглашается, брак мгновенно регистрируют (в Лас-Вегасе так можно), и на пальце у Аноры теперь есть красивое дорогое колечко. А родители Вани (Алексей Серебряков и Дарья Екамасова) в ужасе, что мальчик «женился на проститутке»: срочно отправляют в Америку нескольких серьезных армянских мужчин плюс гопника Игоря (Юра Борисов), чтобы те разъяснили ситуацию. И начинается роуд-муви с большим количеством беготни.
Сайт Screen Daily во время Каннского кинофестиваля ежедневно публиковал оценки кинокритиков и на их основе составлял рейтинг всех показанных в конкурсе фильмов. Лучший результат оказался у трех картин: «Анора» (3,3 балла из 4 возможных), «Все, что нам кажется светом» индианки Паял Кападиа (тоже 3,3 балла) и «Семя священной смоковницы» иранца Мохаммада Расулофа (3,4 балла). Но отчего-то те же критики на картину Шона Бейкера всерьез не ставили. Большинство было абсолютно уверено, что Золотую пальмовую ветвь получит Расулоф. Он снял свой фильм практически подпольно, и 8 мая был приговорен на родине к восьми годам тюрьмы, штрафу, конфискации имущества и порке (!) Ему ничего не оставалось, как покинуть Иран, а проще говоря – сломя голову бежать из страны. 24 мая он появился в Каннах и был встречен громовой овацией зала. После показа фильма аплодисменты не смолкали 12 минут – абсолютный рекорд для Канн-2024. История про юриста, назначенного судьей Исламского революционного суда и вынужденного каждый день молниеносно выносить множество приговоров (в том числе смертных), даже не знакомясь с делами обвиняемых, казалась очевидным победителем. Не тут-то было: жюри под председательством режиссера, актрисы и сценаристки Греты Гервиг («Барби») выписало ей всего-навсего спецприз.
Еще одним возможным кандидатом на Золотую пальмовую ветвь казалась индийская картина – история медсестер из мумбайской больницы для женщин. Их знакомая, после смерти мужа лишившаяся жилья в городе, вынуждена уволиться с работы и перебираться в родную деревню на берег моря. Героини помогают ей перевезти вещички, и в ходе путешествия многое в себе открывают. По логике аналитиков, женщина-режиссер Гервиг должна же была наградить женщину-режиссера Паял Кападиа, тем более за картину, встреченную овацией и восторженными рецензиями?.. Она и наградила; но «Все, что нам кажется светом» получил лишь второй по значению Гран-При.
Другим фаворитом была «Эмилия Перес» Жака Одьяра – история про безжалостного мексиканского бандита, обернувшегося женщиной. Удивительная смесь криминальной драмы, дикой мелодрамы, безумной комедии и мюзикла в итоге получила две награды – приз жюри и приз лучшей актрисе (точнее, сразу четырем актрисам, снявшимся в картине: Адриане Пас, Зои Салдане, Карле Софии Гаскон и Селене Гомес). Кстати, многие полагали, что в этой категории победит Деми Мур, неожиданно ярко выступившая в фильме француженки Корали Фаржа «Вещество». Она сыграла там пожилую актрису, у которой появляется шанс завести себе юного клона-двойника: практически саму себя, только на сорок лет моложе. Конечно, она этого клона заводит, и, конечно, все идет не так гладко, как она планировала. Смесь драмы, фантастической черной комедии и хоррора, «Вещество» оказалось в Каннах одним из самых обсуждаемых фильмов – и в итоге получило приз за сценарий.
Лучшим актером назвали Джесси Племонса (мужа, кстати, Кирстен Данст, лишь в последние годы выбирающегося из тени знаменитой супруги). Он снялся в фильме Йоргоса Лантимоса «Виды доброты», сложно устроенном, безумно длинном сюрреалистическом киноальманахе из трех новелл, в которых главные роли играют одни и те же актеры (помимо Племонса, это Эмма Стоун и Уиллем Дефо). После показа было ясно, что «Виды доброты» не станут столь же успешными, как предыдущие ленты Лантимоса, хитовые «Фаворитка» и «Бедные-несчастные». Но не заметить Племонса Грета Гервиг не смогла. Она, кстати, предпочла его Бену Уишоу, сыгравшему у Кирилла Серебренникова Эдуарда Лимонова. Именно на Уишоу ставило большинство критиков, но фильм «Лимонов. Баллада», как и все предыдущие фильмы Серебренникова в основном конкурсе Канн, не получил ничего.
Лучшим режиссером был назван португалец Мигель Гомес за экспериментальный, эстетский «Гран-тур», фантазию об английском дипломате, в 1917 году бросающем свою невесту в день свадьбы и с тех пор скрывающемся от нее в разных экзотических местах (Бирма, Сайгон, Манила, Осака, Шанхай, Тибет…) Невеста же его упорно преследует, чему и посвящен весь второй час фильма.
Вот, собственно, и все победители в основных категориях. Полностью в пролете остались классики, представившие в конкурсе свои картины: Дэвид Кроненберг («Саван»), Пол Шредер («О, Канада!»), Фрэнсис Форд Коппола («Мегалополис»). А Паоло Соррентино за свою «Парфенопу», – кинороман, посвященный родному Неаполю – не то, что не удостоился наград, а был чуть ли не оплеван: сводная оценка картины в вышеупомянутом рейтинге критиков составила ужасные 1,6 балла.