На стенде «АиФ» в рамках Петербургского международного экономического форума в рамках передачи PRO-тренды состоялся живой разговор о туризме в России. Среди обсуждаемых тем — индустрия сервиса, экотуризм, точки роста отрасли в целом.
Туроператор – это ценность
Туризм – давным-давно не только лёгкая прогулка или пешее путешествие с палаткой, но огромное количество самых разных видов и способов посмотреть и изучить землю, а также познать народы и их культуры. И для всех многочисленных способов практически всегда необходим туроператор – даже если путешествуете вы без путёвки. Для современного человека туристическая инфраструктура приобретает особое значение — как для привыкших к комфорту, так и для «дикарей».
По словам участника дискуссии гендиректора туроператора FUN&SUN Владимира Рубцова, туроператор создаёт качественную инфраструктуру, которая начинается с размещения туристов, формирования продукта, с экскурсионной программы. И, конечно же, добавил спикер, важна роль персонала, от которого зависит качество обслуживания.
«Понятно, что туроператор — создает ценность не только для туристов, — добавил Рубцов, — но и в целом для развития инфраструктуры. Она ведь создаётся не для конкретной компании, а в целом для нашей страны. Важно понимать, что никто эту созданную инфраструктуру потом никуда не унесёт, она останется в виде современных отелей, комфортабельного транспорта, полученных знаний».
В качестве примера гендиректор Fun&Sun привёл пример Школы гидов, которую создали в Бурятии местные специалисты, взяв за основу материалы возглавляемой им компании во время обучения у её экспертов. А компания, по словам Владимира Рубцова, в свою очередь знает, какого специалиста она сформировала.
Спикер также отметил, что крупный опытный оператор, перевозя 2 млн туристов, понимает также какой сервис нужен туристам в принципе, что для этого необходимо и как надо работать с персоналом.
Лицо страны создаём мы
Владимир Рубцов вместе с тем обратил внимание коллег на то, что, понимая ценность операторов, важно с точки зрения правительственной поддержки сориентироваться, какие инструменты важно предоставить для этих игроков, в том числе и меры финансовой поддержки.
«И, конечно, на законодательном уровне необходимо правильно сформировать те законы, те постановления, которые помогут двигаться дальше, – продолжил спикер. — Здесь важно сформировать определённые рамки, границы, в которых будет правильно работать».
Спикер также добавил, что отрасль при появлении больших игроков набирает другие обороты, компании увеличиваются, увеличивается, соответственно и прозрачность туристического бизнеса, а при таком раскладе возможно нарастить большой потенциал, большой опыт, усилить возможности регионов.
Заговорив о сравнении с зарубежными коллегами и о возможности дать им фору, представитель сильнейшего игрока в этой сфере на российском рынке сказал, что, по его мнению, нашей стране сегодня есть куда развиваться, и что у неё большой туристический потенциал.
«Уже сейчас делаем в этом направлении большие шаги, — добавил он, — и уже точно можем сказать, что мы не в конце, а уже на лидирующих позициях. И здесь ещё очень важно, что наша страна вообще сформированный бренд, который очень интересен для въездного турпотока. К тому же мы ещё вот какой потенциал немного недооцениваем — когда путешествуем по разным странам, мы сами — инструмент создания и продвижения бренда России. На нас смотрят, нас изучают, видят другую культуру, нашу манеру общения, наши улыбки, оценивают, можем ли смотреть в глаза, рассматривают, что мы едим, замечают, что нам интересно. Это тоже формирует определённые знания о нас, а также желание приехать к нам и больше о нас узнать. Одним словом, огромнейший потенциал».
Природный баланс разрушить нельзя
В ходе дискуссии её участники дружно согласились, что солидные обороты в развитии отечественного туризма (в прошлом году количество туристов, которые путешествуют внутри страны, увеличилось на 25%), добротная инфраструктура и довольные путешественники – это ещё не всё.
Зампред комитета Госдумы федерального собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов обратил внимание, что любое необдуманное действие при стремительном развитии туризма может нарушить природный баланс.
«И поэтому, — сказал он, — прежде всего, нам надо дать определение понятию экотуризм. Оно до сих пор у нас не сформировано, и это тоже, в общем, является тормозом, в том числе и для тех, кто развивает это направление».
По словам Фетисова, здесь огромное значение имеет такой многотрудный процесс как воспитание людей. «И, конечно, ответственность должна быть разделённой, — добавил он. — То есть тебе предоставляют возможность красиво отдохнуть, набраться сил, а ты, естественно, ко всему этому должен относиться особым образом».
В пример спикер привёл Чукотку, с которой, по его словам, начинается наша земля и которую мы толком ещё не знаем. «И, вместе с тем, эта завораживающая красота тоже требует лимитированного посещения, а, может, даже поощрение людей, которые сегодня ведут экологический образ жизни. И это тоже, в общем, один из стимулов для туроператоров — открывать такие маршруты».
Плюс к этому Вячеслав Фетисов отметил такой момент в сфере туризма, как желание наших соотечественников в путешествиях не столько греться на солнце, сколько изучать свою страну ногами и головой. «Конечно, такие люди, пройдя маршрутами Сибири, Алтая, Урала, побывав на Байкале, будут по-другому относиться к родной земле, — добавил он, — по красоте фантастической».