Многосерийные версии кинохитов — идея своевременная, но не всегда хорошая. Несмотря на то что некоторые сериалы почти догнали кино визуально и драматически, полный метр не теряет своего шарма. Особенно это заметно в сравнении.
Сериал «Рипли» — один из самых обсуждаемых проектов сезона. Он, собственно, таким и должен был стать. Знакомый сюжет, известные актеры, сценарист «Списка Шиндлера», «Ирландца», «Девушки с татуировкой дракона» Стивен Заиллян, взявший на себя еще функции продюсера и режиссера, наконец, оператор Роберт Элсвит, получивший в свое время «Оскар» за «Нефть», фильм невероятный еще и с изобразительной точки зрения.
Общими усилиями получилась восьмичасовая экранизация знаменитого романа Патриции Хайсмит, причем куда более деликатная по отношению к первоисточнику, чем другие фильмы. В «Рипли», безусловно, есть то, от чего перехватывает дыхание у любителей тех картин, чьи создатели стремились к совершенству. Эндрю Скотт, сыгравший главную роль, весьма заслуженно носит звание большого актера. Черно-белая картинка в сочетании с итальянской фактурой отсылает к классической живописи, и даже те сцены, в которых толком ничего не происходит, кажутся довольно важными. Однако главная проблема «Рипли» заключается в уже вышедших про этого героя фильмах.
Сюжет об аферисте, который вызывается помочь миллионеру вернуть домой блудного сына, но вместо этого начинает череду кровавых преступлений, привлекал кинематографистов на протяжении десятилетий. Далеко не всегда получались достойные внимания картины, но две из них, несмотря на довольно вольный пересказ книги Хайсмит, стали настоящими сенсациями. «На ярком солнце» (1960) Рене Клемана запустил карьеру Алена Делона, сыгравшего Рипли, и сделал популярным жанр триллера.
«Талантливый мистер Рипли» (1999) Энтони Мингеллы не пугал публику реками крови, но являлся триллером в классическом хичкоковском ключе. На стыке веков фильм стал большим хитом и получил пять номинаций на «Оскар», а игра актерского трио из Мэтта Дэймона (Рипли), Джуда Лоу (Гринлиф) и Гвинет Пэлтроу (Шервуд) заслуженно утонула во всеобщих восторгах. В «Талантливом мистере Рипли» красота итальянской ривьеры и бездонная харизма прожигателей жизни переплетается с отвратительным моральным уродством, и такое сочетание придает картине свой часто весьма некомфортный шарм.
Это именно тот фильм, с которым будут сравнивать последующие экранизации, и соревноваться с версией Мингеллы и трио Дэймон–Лоу–Пэлтроу довольно сложно. Заиллян вроде бы играет на другом поле, но все равно проигрывает, прежде всего потому, что пытается увлечь картинкой публику, которая, как правило, смотрит на экран гаджета и постоянно отвлекается на все то, чем этот и другие лежащие под рукой гаджеты богаты. Увлечься сюжетом гораздо сложнее по причине того, что развивается он по меркам запросов современной аудитории медиаплатформ катастрофически медленно.
Не так-то просто угнаться за ритмом «Джентльменов» и одноименному сериалу, в котором режиссер Гай Ричи изрядно расширил действие своего нашумевшего фильма. Здесь, в отличие от «Рипли», почти все вожжи изначально были в руках у главного автора, и в итоге получился сериал, где есть все, за что фанаты любят Гая Ричи. Пальба, шутки, аристократы, жулье, изобилие типично британских нелепостей.
Наверное, к Тео Джеймсу, Кае Скоделарио, Дэниелу Ингсу, Винни Джонсу, играющим в сериале главные роли, нет никаких претензий. До тех пор пока вы не посмотрите в кино-«Джентльменах» на Мэттью Макконахи, Мишель Докери, Чарли Ханнема, Хью Гранта и Колина Фаррела. Если бы сериальные «Джентльмены» были оригинальным проектом, никому бы и в голову не пришло придираться к деталям. Но после фильма трудно избавиться от ощущения, будто одну дорогую вещь превратили в несколько по более сходной цене.
Подобного рода претензии уместны по отношению ко многим многосерийным проектам, с помощью которых полнометражное кино перевели в телеформат. Недавний сериал «Интервью с вампиром» или «От заката до рассвета», который чуть постарше, «Смертельное оружие» или «Тренировочный день». Всем им отчаянно недостает звездного шарма, которым во многом запомнились одноименные фильмы. Известное название, с одной стороны, многое упрощает, с другой — создает риск волны критики. Впрочем, продюсеры готовы рисковать хотя бы на том основании, что киноремейки чаще всего получаются еще хуже сериальных.