О том, что ему вшили кардиостимулятор, Арнольд сам рассказал в своем подкасте. Кардиостимулятор — не первая деталь, поддерживающая жизнь Терминатора. У него еще есть искусственные сердечные клапаны. С «мотором» у железного Арни давние проблемы. Сейчас ему 76 лет, и это уже четвертое хирургическое вмешательство на сердце.
Тяжелое материнское наследство
«В прошлый понедельник мне сделали операцию, чтобы я стал еще немного больше машиной: мне поставили кардиостимулятор», — заявил Шварценеггер, намекая на свою культовую роль Терминатора.
Он открыто рассказал о своей долгой истории проблем с сердцем, вызванных врожденным пороком аортального клапана. В результате ему понадобились замены клапанов в 1997, 2018 и 2020 годах. Столь плохую наследственность он получил от матери и бабушки — они умерли от таких же пороков.
У обычных людей аортальный клапан состоит из трех створок, а у него всего из двух. Это потому, что две створки оказались сросшимися — они не разошлись в процессе развития сердца еще в материнской утробе.
Клапан расположен между левым желудочком и аортой и играет крайне важную роль в кровообращении, на него приходится самая сильная нагрузка, больше, чем на другие клапаны. Ведь давление крови в этом месте аорты максимальное.
В принципе, такой порок не редкость, он встречается у 1-2% людей, у мужчин несколько чаще. Порой с ним живут всю жизнь, без какого-либо хирургического лечения. Но обычно обладатели таких клапанов могут быстрее утомляться, быть менее выносливыми, у них выше риск некоторых заболеваний сердца.
Все ради железа
Не будь Шварценеггер бодибилдером, он, может быть, тоже тихо прожил бы все свои годы, не обращаясь к докторам по поводу порока. Его обнаружили только в 30 лет, когда «Австрийский дуб» был на пике своей спортивной карьеры. Через три года он ее закончил, но дружить с бодибилдингом не перестает до сих пор.
В 1997 году Шварценеггер решил лечь на операционный стол. Операцию, которую ему сделали, простой не назовешь. По сути, это были две операции в одной. Сначала заменили поврежденный аортальный клапан, поставив на его место собственный клапан легочной артерии Шварценеггера. А вместо удаленного клапана установили протез — трупный клапан. Весь этот замысловатый обмен клапанами у одного пациента называют операцией Росса, в честь хирурга, придумавшего ее.
Конечно, можно было бы сделать все проще — поставить механический (искусственный) протез вместо пораженного клапана аорты, но это бы заставило губернатора-спортсмена резко уменьшить физические нагрузки.
Операция Росса позволяла продолжать тягать железо, но грозила в будущем новым хирургическим вмешательством. Особенно из-за разрушения трупного клапана. Вот что рассказывал об этом сам Шварценеггер: «В 1997 году мне впервые заменили клапаны, что потребовало операции на открытом сердце. Мне сказали, что оба клапана прослужат от 12 до 15 лет. Доктор Старнс проделал замечательную работу, и они проработали 21 год, так что к тому времени, когда я пошел на замену клапана в 2018 году, был уже доступен вариант малоинвазивной операции».
Маленькая операция превратилась в большую
Именно такую операцию, по установке клапана с помощью катетера через маленький разрез и вену, начали делать Шварценеггеру. Но что-то пошло не так, и маленькая операция превратилась в большую — на открытом сердце. Позже Арнольд рассказывал, что, засыпая перед операцией, представлял, как проснется с маленьким разрезом. Но проснулся он с большим шрамом на груди. Потом Арни долго восстанавливался. Какой клапан ему поставили в этот раз — не сообщается. Но, скорее всего, он был уже искусственным.
А в 2020 году ему сделали еще одну операцию на сердце. Заменили тот старый легочный клапан, который 23 года назад поставили на место аортального. На этот раз малоинвазивное вмешательство через катетер прошло удачно. И, следовательно, этот новый клапан у Арни точно искусственный. Трупные или другие биологические протезы при таких операциях не ставят.
Но после стольких операций, да и многолетних тяжелых физических нагрузок тоже, сердце атлета оказалось изрядно изношенным. Из-за рубцов развилась аритмия. Чтобы ее устранить, в понедельник на прошлой неделе Терминатору установили пейсмекер — водитель ритма сердца. Или попросту — кардиостимулятор. На этот раз все прошло нормально. Шварценеггер уже в хорошей форме и много шутит о своих «деталях» в сердце, превращающих его все больше в машину или робота.