ПЛ XXIII серии уходит в поход
История немецких «электроботов» океанскими лодками XXI серии не ограничивается. Использовать большие лодки в маленьких морях нацисты не планировали, для этой работы проектировали специальные субмарины. При этом технические новации на них должны были внедряться как и на океанские подводные крейсера… Не стал исключением и двигатель Вальтера. Наряду с XVIII серией проектировалась XVII — с такой же турбиной на концентрированной перекиси водорода, но сильно меньшего водоизмещения. Впоследствии мощность парогазовой турбины урезали вдвое, и получился проект лодок XXII серии. И точно так же, после того как стало ясно — турбина Вальтера «не взлетает», их перепроектировали на обычную дизель-электрическую энергетическую установку, получив на выходе подлодки XXIII серии.
Первые «малютки» III Рейха — подлодки II серии
Первыми немецкими малыми подлодками, предназначенными для действия на Балтийском и Северном морях, стали U-bootы II серии. Они неплохо повоевали в 1939-1940 годах, но потом подводная война была перенесена на просторы Атлантики, и «малютки» пришлись не ко двору, в 1940 году их строительство было прекращено. Но к 1943 году идея использования малых подводных лодок вновь стала витать в воздухе.
Начнём с того, что у Кригсмарине появились новые театры: Средиземноморский (где ранее действовали союзники-итальянцы) и Черноморский. Гнать туда лодки через Гибралтар было себе дороже, и само собой напрашивалось решение о создании подлодок, которые возможно перевозить по железной дороге, если не целиком, то хотя бы по частям, с последующей сборкой на месте. Да и с английским флотом в Северном море бороться подлодками серии VII стало дороговато: противолодочную оборону от них англичане поставили на уровень точной науки, так что потери зашкаливали.
Гросс-адмирал Дёниц на тесном мостике лодки XXIII серии
Предложение о проектировании малых подлодок гросс-адмиралу Карлу Дёницу конструктор XXI серии Ольфкен сделал в июне 1943 года. «Папаша» предложение поддержал, но выставил два условия: новая лодка должна иметь на вооружение стандартные семиметровые торпеды (вместо укороченных 5,5-метровых, которые планировалось употреблять на малых лодках XXII серии), и она должна иметь возможность перевозиться по железной дороге. И работа закипела, тем более что на всё про всё КБ А. Грима отводилось чуть больше месяца…
Впрочем, быстрому проектированию лодки способствовало то, что множество деталей и механизмов для неё были уже хорошо отработаны немецкой промышленностью. Чтобы не быть голословным, упомяну только, что шестицилиндровый дизель MWM RS134S мощностью 575 лошадиных сил был разработан в качестве дизель-генератора линкоров типа «Бисмарк», гребной электродвигатель AEG GU4463-8 мощностью 572 лошадиные силы был двигателем самой распространённой в подводных силах Рейха подлодки серии VIIC, а аккумуляторная батарея представляла собой половину от АБ старших сестёр — U-bootов IX серии. Где ещё использовался электродвигатель подкрадывания BBC CCR188 мощностью 35 лошадиных сил лично мне найти не удалось, но наверняка прагматичные немцы и его не с потолка срисовали…
Общий чертёж «малютки»
Получившаяся в результате труда немецких конструкторов подлодка имела надводное водоизмещение 234 тонны, подводное — 275 тонн, длину — 34,7 метров, ширину по миделю 3 метра, среднюю осадку 3,6 метра и высоту 7,7 метров. Для сравнения, советские подлодки типа М «Малютка» имели максимальное (малюток было пять серий, серьёзно различающихся своими ТТД) надводное водоизмещение — 208 тонн, подводное — 258 тонн, длину 45 метров, ширину по миделю 3,5 метра. С чем было у «немки» сильно лучше, так это с глубиной погружения — рабочая глубина у XXIII серии — 180 метров, у «малютки» предельная — 60 метров… Надводная скорость у «электробота-мини» была 9,7 узла, подводная 12,5 узлов. Советская «малютка» демонстрировала в этом вопросе более традиционные характеристики — подводную скорость 7,8 узлов, надводную — 14 узлов (впрочем, у всех подлодок времён Второй Мировой войны, кроме немецких «электроботов», надводная скорость была выше подводной).
Торпедный отсек мини-«электробота»
Торпедное вооружение у лодок было идентичным — два торпедных аппарата в носу. При этом если первые «малютки» и вся XXIII серия не имели запасных торпед, то последние серии советских малых подлодок запасные торпеды и возможность перезарядки торпедных аппаратов уже имели. Кстати, на немецкой подлодке перезарядка осуществлялась оригинальным способом (примерно как в советском анекдоте про то, что у нас и гланды рвут через анальное отверстие): торпеды вставлялись прямо в торпедные аппараты снаружи, для чего кормовые балластные цистерны заполнялись водой до тех пор, пока крышки торпедных аппаратов не показывались над водой. Да, не только французы знают толк в извращениях…
Ничего лишнего — высший класс гидродинамики 40-х годов
Артиллерии лодки XXIII серии не несли, более того, как и в случае с XXI серией, конструкторы постарались максимально уменьшить количество выступающих деталей в лёгком корпусе ради хорошей подводной гидродинамики. Кстати говоря, это было наследством от проекта лодок XXII серии, с «турбиной Вальтера» они должны были иметь фантастическую по тем временам подводную скорость в 20 узлов.
Носовая секция ПЛ XXIII серии
Прочный корпус лодки имел такое же, как и у XXI серии, 8-образное сечение, в котором меньшая нижняя петля восьмёрки использовалась для установки аккумуляторной батареи. Собирался корпус из 4 секций: кормовой, машинного отделения, центрального поста (совмещённого с жилым помещением) и носовой. В отличие от океанских «электроботов», чьи секции перевозились баржами, секции малых «электроботов» транспортировались по железной дороге.
В сравнении с лодками XXI серии у малых лодок сильно урезали электронное оборудование. Подлодки XXIII серии не имели активного гидролокатора, РЛС они также не несли. Наведение при торпедной стрельбе осуществлялось как на старых лодках серий VII и IX. Зато над мостиком лодки поставили плексигласовый колпак, который значительно уменьшал неприятные ощущения верхних вахтенных в штормовую погоду. Обитаемость лодок была так себе, впрочем, это касалось любых малых подлодок, советские с английскими не исключение.
Первоначально строить лодки для Северного моря и Балтики планировали на верфях «Дойче верфт» в Киле и Готенхафене, верфи «Германия» в Киле и «Говальд верке» в Киле и Гамбурге. Для Средиземного моря лодки должны были собираться на заводе «Арсенал» в Тулоне и верфи «Ансальдо» в Генуе, а для Чёрного — в Одессе! Точнее, сначала планировали на заводе им. Марти в Николаеве, но РККА наступала так быстро, что устье Днепра перестало быть для немцев безопасным местом. Впрочем, к моменту начала строительства серии и Генуя, и Тулон, и Одесса стали неактуальны. Так что — только Германия!
Решение на строительство было принято Дёницем 5 августа 1943 года. Для начала строительства выбрали «Дойче верфт» в Гамбурге: она была удобна тем, что секции далеко вести было не нужно — их клепали недалеко, в Финкенвердере (ну и от постройки транспортных лодок ХХ серии было решено отказаться, так что производственные мощности освободились).
Согласно утверждённому 6 декабря 1943 года плану, планировалось построить 140 подлодок XXIII серии, из них 60 на Средиземном море, 15 на Адриатическом, 15 — на Чёрном. Громадьё планов, как обычно, было сломано действиями союзников. Не только Средиземное, Адриатическое и Чёрное моря больше не были в приоритете, но и в Гамбург регулярно наведывались армады союзных бомбардировщиков, сильно мешавших работе. На совещании в феврале 1944 года было сказано, что из-за бомбёжек сроки поставки деталей для малых подлодок переносятся на март, а сама сдача первой лодки — на декабрь 1944 года. Впрочем, появившееся свободное время немцы использовали для внесения изменений в проект: была добавлена ещё одна секция длиной 2,2 метра, в результате чего носовой отсек стал не таким тесным.
Первую лодку — U-2321 спустили на воду 17 апреля 1944 года — на день рождения одного посредственного австрийского художника (да, любили немцы живопись…). Планировалось строительство этих лодок сотнями, но в реальности пришлось основательно «урезать осетра» — в строй вошла 61 субмарина XXIII серии, ещё 4 лодки имели готовность 95%. Часть лодок должна была нести на лёгком корпусе защитное покрытие «Альберих», состоящее из двух слоёв звукопоглощающей резины. Но в реальности покрытием успели оснастить только две вошедшие в строй подводные лодки. Правда, практически у всех лодок пористой резиной покрывался шнорхель — это снижало его радиолокационную заметность.
Эксплуатация малых лодок была тем ещё геморроем: они обладали очень малым запасом плавучести (10,5%), поэтому при погружении камнем шли на дно. С одной стороны, это было удобно, поскольку позволяло быстро погрузиться в случае опасности, с другой… Иногда, начиная погружаться, подлодка XXIII серии забывала остановиться. Так, U-2326 во время срочного погружения экипажу удалось остановить только на 106 метрах — еле выплыли… После войны эту лодку передали французам, им повезло куда меньше — при погружении она затонула под Тулоном, унеся жизни 17 подводников.
На дворе весна 1945 года, а они — зигуют…
Впрочем, в отличие от лодок XXI серии, малые «электроботы» показали себя в последние месяцы войны с лучшей стороны. В ходе боевых походов не погибла ни одна из них (в гаванях, в ходе испытаний и переходов погибло семь подлодок этой серии). Первой на боевое патрулирование отправилась U-2324, 18 января 1945 года. Домой лодка вернулась без замечаний, но и без добычи. Первое потопление судна союзников выпало на U-2322, она под командованием старшего лейтенанта Фритьофа Хекеля 25 февраля 1945 года потопила каботажное судно «Эгхольм». 5 апреля 1945 года каботажное судно «Гэсрэй» потопила U-2321. Последние торговые суда, потопленные подлодками в ходе Второй мировой войны, пришлись на счёт U-2336 капитан-лейтенанта Эмиля Клюсмайера. Она потопила в заливе Ферт-оф-Форт суда «Сенланд I» и «Эйвондейл Парк» 7 мая 1945 года. Последний пароход был потоплен в 23:03 — за 57 минут до официальной капитуляции Германии.
Конец был немного предсказуем…
После войны большая часть новых немецких подлодок (тех, что не успели потопить сами немцы) была потоплена англичанами в ходе операции «Мёртвый свет» — лайми не хотели, чтобы немецкие U-bootы революционной конструкции обогатили кораблестроительные школы бывших союзников.
Н-31, в девичестве U-2353
Тем не менее США и СССР сумели отбить себе по штуке. Ещё пара была поднята со дна в 1957 году ФРГ и вошла в состав Бундесмарине под именами «Щука» и «Акула». В ВМФ СССР подлодка U-2353 получила название Н-31 («Н» — немецкая), впоследствии — М-31, с 1946 по 1948 года с лодкой вплотную работали специалисты ЦНИИ Военного кораблестроения, которые проводили натурные испытания, результаты которых были использованы в дальнейшем при разработке отечественных дизельных подлодок. На слом пошла в 1952 году.
Шведам, после войны тоже досталась подлодка XXIII серии
В целом, как ни странно, опыт эксплуатации подлодок XXIII серии для Германии был куда положительнее, чем океанских «электроботов». К моменту выхода на боевое патрулирование в океане господство союзников было близко к абсолютному, а в прибрежной зоне у новых U-bootов был шанс. И они этот шанс использовали…
Источник