"Леопард" получит "Калибр-ПЛ" и сможет потягаться с "Ясенем"


Многоцелевая АПЛ «Леопард» станет тише и получит новое оружие — такое заявление главкома ВМФ Николая Евменова открывает новую страницу в судьбе и боевой службе этой серии подводных охотников.

А поводом стало негромкое событие в Центре судоремонта «Звездочка», где вывели из эллинга после ремонта и модернизации атомную подводную лодку проекта 971 «Щука-Б» и сейчас проводят плановые работы на берегу перед спуском на воду и контрольными испытаниями.

«Леопард» стал первым среди себе подобных, кому выпал шанс родиться заново. Этот факт не преминул отметить и главнокомандующий Военно-морским флотом России. По словам адмирала Евменова, которые приводит Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны, подводная лодка «Леопард» относится к третьему поколению АПЛ, и именно она открывает программу средних ремонтов с глубокой модернизацией для «поддержания на требуемом уровне боеготовности группировки многоцелевых атомных подводных лодок».

Как следует из того же сообщения, «в рамках модернизации предусмотрено расширение применяемых образцов ракетно-торпедного вооружения, уменьшение акустической заметности корабля, улучшение условий обитаемости для экипажа, характеристик эксплуатационной надежности подводной лодки».

Прежде такое перерождение на стапеле и в цехах «Звездочки» последовательно прошли шесть стратегических подводных ракетоносцев проекта 667 БДРМ, несущих службу на Северном флоте: «Верхотурье», «Екатеринбург», «Карелия», «Новомосковск», «Тула», «Брянск». О том, чтобы пустить по такому же кругу серию многоцелевых АПЛ 971-го проекта, разговоры велись давно и на разных уровнях. Но не было денег, или они шли на другие нужды флота. Не хватало (и продолжает не хватать) судоремонтных мощностей. Возникали другие резоны и непредвиденные ситуации. В том числе аварийные, с необходимостью экстренного или внеочередного ремонта, как это было, например, после большого и крайне опасного пожара на «Екатеринбурге» в декабре 2011 года…

Ракетный крейсер проекта 667 БДРМ проходит модернизацию на «Звездочке». Фото: пресс-служба ЦС «Звездочка»

Вопреки ожиданиям и гарантийным нормам лишь через двадцать лет после ввода в боевой состав были включены в программу заводского ремонта с модернизацией и направлены на «Звездочку» две АПЛ проекта 971 — «Волк» и «Леопард». Причем второй, на год моложе первого, приняли в ремонт раньше и раньше должны возвратить.

С учетом сложившейся ситуации и новых задач, встающих перед ВМФ России, на атомоходах 971 проекта выполняется модернизация с масштабными изменениями корабля по отдельному проекту. По оценкам собеседников «РГ» в судостроительной отрасли, технический потенциал, закладываемый при модернизации кораблей проекта «Щука-Б», сопоставим с многоцелевыми АПЛ четвертого поколения «Ясень». По объемам работ, а следовательно, и срокам их проведения это сопоставимо с постройкой нового корабля. По деньгам — в два раза ниже.

Подготовку производства на «Звездочке» начали заблаговременно. В частности, была освоена технология агрегатной замены крупных сборочно-монтажных единиц, что позволило сократить затраты и время на демонтаж и выгрузку отдельных элементов оборудования в стесненных условиях лодочного отсека. Поступление нового, более современного оборудования, корабельных систем и комплексов вооружения потребовало плотного и не всегда «гладкого» взаимодействия с большим числом организаций-разработчиков, базовых НИИ и предприятий-смежников.

«В ремонте АПЛ «Леопард» приняли участие СПМБМ «Малахит», концерн «НПО «Аврора», СПО «Арктика», концерн «Гранит-Электрон», НИПТБ «Онега», концерн «Океанприбор», «ОКБМ Африкантов», концерн «Моринсис-Агат» и другие», — говорится об этом в официальном сообщении на сайте самой верфи.

И что же на выходе?

«К моменту вывода из эллинга силами «Звездочки» и контрагентов проведена замена радиоэлектронного вооружения, систем управления, связи, навигации, гидроакустики, БИУС», — резюмирует главком Николай Евменов.

БИУС, кто не знает — это Боевая информационно-управляющая система. Своего рода главный суперкомпьютер на подводной лодке, куда заведены все необходимые и возможные сведения о собственном оружии, местонахождении и параметрах движения ПЛ, назначенных для нее или обнаруженных ею целях, алгоритм предстартовой подготовки и много чего другого…

Еще недавно сведения фактического характера о подводных лодках проекта 971 «Щука-Б» были секретными и совершенно секретными. А теперь много вполне достоверной информации есть в открытой печати и даже на официальном сайте КБ-проектанта — Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».

Данные пусть и сухие, но вполне информативные. На них и будем опираться в рассказе об этой серии кораблей — что с ними было, где они сейчас и что им предназначено в ближайшем будущем.

Семь — на севере, семь — на востоке

Андреевский флаг впервые подняли на «Леопарде» 15 января 1993 года. Фото: ПО «Севмаш»

Вышло так, что подводные лодки этого проекта, построенные на «Севмаше» в 80-х и 90-х годах, стали именными и образовали «звериный» ряд:

«Барс», «Пантера», «Волк», «Тигр», «Леопард», «Вепрь». К рубежу тысячелетия был достроен и в 2001-м передан флоту седьмой в серии «Гепард» (К-335). В очереди за ним стояли К-337″Кугуар» и К-333 «Рысь», но денег на обновление флота в казне уже не оказалось.

Корпусные заделы, заблаговременно созданные на «Севмаше» под корабли 971-го проекта (главным образом, нос и кормовые отсеки), после долгих обсуждений пустили на головной и следующий на ним ракетоносцы четвертого поколения проекта 955 «Борей» — это «Юрий Долгорукий» (несет службу на Северном флоте) и «Александр Невский» (в составе ТОФ).

А многоцелевой «Гепард», вопреки ожиданиям, стал в итоге «поскребышем» в семье подводных охотников. Что, впрочем, не помешало его экипажу — единственному во всей «звериной» дивизии — уже в момент подъема Андреевского флага унаследовать вместе с ним звание гвардейского.

Для полноты картины необходимо отметить, что многоцелевые подводные лодки этого же проекта параллельно строились на Заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на Амуре (сейчас — АО «Амурский судостроительный завод») в Хабаровском крае. И там, и там построили по семь кораблей. Причем, на востоке родилась самая первая АПЛ в этой серии (К-284 «Акула» — в 1986 году) и та, что ее завершала — атомная подводная лодка К-152 «Нерпа».

Но этот, дальневосточный «поскребыш», достраивали уже в рамках военно-технического сотрудничества по проекту 971И. «Нерпа» проходила испытания в Охотском море, а в 2012 году ее передали на десять лет в лизинг Индии. Там она получила наименование «Чакра», а крылатые ракеты «Гранат» с дальностью стрельбы 3,2 тысячи километров еще по передачи заменили ракетным комплексом «Клаб-С».

Десять лет в одной очереди

АПЛ «Волк» на выводе со стапеля. Фото: ПО «Севмаш»

В августе прошлого года с полей форума «Армия-2020» пришло сообщение «Интерфакса», что с Центром судоремонта «Звездочка» подписан контракт, цитируем, на «выполнение работ по ремонту с модернизацией крейсерских атомных подводных лодок проекта 971 Северного флота». На какие именно корабли — не уточнялось.

Но если речь о Северном флоте, то это уже названные «Леопард» и «Волк». Однако они прибыли на «Звездочку» для ремонта с модернизацией еще в 2011-м и 2014-м годах, соответственно. В мае 2012-го был поднят с воды и заведен в эллинг «Леопард», в 2015-м — «Волк».

И к лету прошлого года значительная часть стапельных работ, по крайней мере, на «Леопарде», была уже выполнена.

Возможно, коллеги из «Интерфакса» не разобрались или просто ошиблись, а речь в контракте шла о подводных лодках «Братск» и «Самара», доставленных в ремонт на северодвинскую «Звездочку» с Тихоокеанского флота еще в 2014 году. Тогда паззлы могут сложиться, потому что до лета прошлого года эти две подлодки просто ждали в очереди, когда судоремонтники, КБ-проектант и финансисты из Минобороны окончательно согласуют дефектовочные ведомости на ремонт, масштаб модернизации по проекту 971М и объем требуемого финансирования. Как показывает практика последнего десятилетия, такого рода согласования с перетягиванием каната то в одну, то в другую стороны стали притчей во языцех на предприятиях ОСК, выполняющих оборонные заказы.

Приписанные к Тихоокеанскому флоту АПЛ «Братск» и «Самара» по времени постройки как старший брат и младшая сестра «Леопарда»: его передали ВМФ в 1992 году, а «Братск» (тогда еще просто К-391) — в 1989-м. «Самару» (К-295) — в 1995-м. Однако срок активной службы подводных лодок этой серии оказался сравнительно недолгим — что на Севере, что на Востоке.

В отличие от ракетных подводных крейсеров типа 667БДР и 667БДРМ многоцелевые АПЛ, насыщенные разнородными системами оружия и боевого управления, требовали больше внимания и технического обеспечения, в том числе при нахождении в базе и в промежутках между боевыми службами. Однако в Заполярье и особенно на Камчатке не было создано должных условий для поддержания их боевой готовности и своевременных ремонтов, не говоря уже о сервисном обслуживании со стороны промышленности.

К примеру, ремонт «Братска» планировали начать еще в 2008-м, чтобы в 2012-м, после ходовых испытаний, возвратить в боевой состав. Увы! Министр обороны Сергей Шойгу, посетивший в марте 2013 года Северо-Восточный ремонтный центр в Вилючинске, который затянул сроки работ на нескольких важных заказах ВМФ, принял решение передать другому исполнителю ремонт и модернизацию подводных лодок 971 проекта. В результате «Самару» и «Братск» в специально арендованном транспортном доке по Севморпути доставили в Северодвинск.

Хорошо, когда все дома…

Экипаж «Тигра» готов к подъему флага Фото: ПО «Севмаш»

Вернемся, однако, к форуму «Армия-2020» и подписанному там контракту с ЦС «Звездочка». Как вариант — речь в нем могла идти о судьбе еще одной «подводной кошки» — К-154 «Тигр» Северного флота, которая незадолго до этого, в 2019 году, передана для восстановления технической готовности и продления межремонтного срока на завод «Нерпа» в Мурманской области. Эта верфь с недавних пор является филиалом Центра судоремонта «Звездочка», и все важнейшие контракты заключает руководство головного предприятия.

В пользу такого предположения говорит и другой косвенный факт. По заявлению главкома ВМФ адмирала Николая Евменова в «Красной Звезде», в 2020 году на Северный флот должна была вернуться К-157 «Вепрь», которая с августа 2012 года находилась на той же мурманской «Нерпе» с целью «ремонта по техническому состоянию» и продления межремонтного срока. Дата окончания работ на этом заказе многократно переносилась, чему есть, наверное, свои объяснения.

Минувшим летом «Вепрь» сдавал экзамены после долгого ремонта, а в августе 2020-го вернулся, наконец, к месту службы. И не просто укрепил моральный дух в 24-й «звериной» дивизии, а практически удвоил наличные боевые возможности этого соединения Северного флота. Срок активной службы «Вепря» до постановки в ремонт на СРЗ «Нерпа» — 16-17 лет. А всего с момента ввода в боевой состав ему уже 25. Но еще две пятилетки надеемся видеть его в строю.

А там, глядишь, подтянется К-328 «Леопард», помолодевший за восемь лет на «Звездочке» еще на десять «гарантийных» лет. За ним — К-461 «Волк», который всего на год старше. И с «Нерпы», что совсем неподалеку от Гаджиево, вернется почти ровесник «Леопарда» — «Тигр».

А старшая среди всех «Пантера», не зная наперед своей судьбы, преданно ждет их возвращения и в одиночку согревает когда-то общий с «Тигром» причал…

«Пантера» без грифа «секретно»

АПЛ проекта 971 «Пантера» и «Тигр» у своего причала в бухте Ягельная. Фото: Телеканал Звезда / youtube.com

Об этой особи женского рода в 24-й «звериной» дивизии, ее экипаже и командирах, о новой флотской традиции, что от них пошла, «Российская газета» не раз рассказывала, имея информацию из первых рук.

Сейчас новый повод: исполняется 30 лет, как подводная лодка К-317 «Пантера» была принята в состав ВМФ, подняла Андреевский флаг и совершила переход к месту постоянного базирования на Северном флоте. Создатели «Пантеры» и служившие на ней военные моряки в один голос утверждают: заложенная на стапеле «Севмаша» 6 ноября 1986 года, на момент ввода в строй она стала самой тихой среди всех АПЛ третьего поколения.

«Снижение шумности кораблей достигалось за счет применения системы двухкаскадной амортизации — все оборудование и боевые посты разместили на амортизаторах в зональных блоках, а те, в свою очередь, были изолированы от корпуса корабля резинокордными пневматическими амортизаторами», — без оглядки на былую секретность отмечает теперь пресс-служба «Севмаша».

И в том же сообщении уточняет, что такие АПЛ предназначены «для поиска, обнаружения и слежения за ракетными подводными лодками и кораблями противника, а также для их уничтожения».

«Корабль вооружен торпедно-ракетным комплексом, который состоит из восьми торпедных аппаратов и приспособлен для стрельбы как торпедами, так и крылатыми ракетами и обеспечивает одиночную и залповую стрельбу, — вторит коллегам официальный сайт «Малахита». — Проект атомной подводной лодки разработан под руководством генерального конструктора Георгия Чернышова».

Теперь мы твердо знаем и можем открыто, со ссылкой на официальные источники, написать, что уже на «Пантере» в составе ГЭУ была использована блочная паротурбинная установка «с широким резервированием механизмов и оборудования». И что «на подводной лодке установлен семилопастной винт с улучшенными гидродинамическими характеристиками».

В известном смысле это и ответ на бесчисленные гадания в интернете про главный «водометный движитель» на АПЛ четвертого поколения «Ясень» того же питерского «Малахита». В самом КБ в ответ на это лишь улыбаются и ничего не комментируют.

А вот одну характерную особенность для АПЛ 971 проекта открытым текстом пояснили: «Лодка имеет крестообразное хвостовое оперение с обтекаемой гондолой, в которой находится устройство постановки-выборки буксируемой антенны».

Ничуть не меньше «рассекреченных секретов» интересно другое.

«Благодаря подводникам и сдаточной команде, — напоминают коллеги из пресс-службы «Севмаша», — 10 октября 1990 года приказом главнокомандующего ВМФ крейсеру было присвоено наименование «Пантера». Больше года инициаторы добивались этого решения. Из эллинга корабль вывели с именем на борту, но не имея еще официального разрешения…»

По инициативе экипажа, поддержанной ветеранами подводного флота, «Малахитом» и «Севмашем», наименование «Пантера» было присвоено новой АПЛ в честь одноименной подводной лодки, построенной в России в 1916 году и в 1919-м одержавшей победу над английским эсминцем «Виттория».

Ответственный сдатчик «Пантеры» Виктор Николаевич Сорокин в разговоре со мной уточнил: в том же приказе главкома ВМФ имя собственное — «Барс» — было присвоено и головной (первой) подводной лодке проекта 971, построенной на «Севмаше». А уж после этого имена собственные стали получать подводные лодки других проектов и поколений.

Вся «звериная» семья «Севмаша» на уникальных видео и фото — здесь.

Досье «РГ»

Что за кормой у «Леопарда»

Под тактическим номером К-328 заложен на стапеле «Севмаша» 10.09.1989.

24.01.1991 присвоено наименование «Леопард». 21 мая того же года унаследовал Краснознаменный флаг ракетной К-181 — первой советской АПЛ, всплывшей на Северном полюсе.

28.06.1992 — вывод со стапеля, 01.09.92 — физпуск реактора.

С 15 по 30 октября 1992 года проведены заводские ходовые испытания. Пройдено в надводном положении 3663 мили, в подводном — 1767.

С 30 ноября по 30 декабря 1992 года выполнена программа государственных испытаний. Пройдено в надводном положении 1606 миль, в подводном — 729. Командир экипажа — капитан II ранга В.И. Дьяконов. Ответственный сдатчик корабля — В.И. Кузнецов, сдаточный механик — В.П. Пастухов.

Приемный акт подписан 30.12.1992. Как показали проведенные испытания, отличается от базовой модификации лучшими показателями скрытности.

15 января 1993-го поднят Военно-морской флаг, день утвержден как дата ежегодного праздника корабля.

29 января 1993 года завершила переход к месту постоянного базирования в бухту Ягельная губы Сайда и вошла в состав 24-й дивизии подводных лодок Северного флота.

8 августа 1993 года на борту АПЛ побывал премьер-министр России В.С. Черномырдин.

Июнь — сентябрь 1994 — боевая служба под управлением 608-го экипажа, командир — капитан I ранга А. А. Попов.

1997 — находилась на ремонте в Северодвинске

16 апреля — 4 июля 1998 года — боевая служба в Атлантике под управлением экипажа с подводной лодки К-317 «Пантера», командир — капитан I ранга С. В. Справцев.

12 мая — 23 июля 1999 года выполнена боевая служба со штатным экипажем, командир — капитан I ранга В.П. Петрович.

12 февраля — 13 апреля 2000 года — боевая служба под управлением 608-го экипажа, командир — С. Е. Кавлис.

Октябрь-ноябрь 2001-го и октябрь-ноябрь 2002 года — выполнены две боевые службы со штатным экипажем, командир в обоих случаях — К. Э. Онушков.

19 марта 2003 года заключен договор о шефских связях с администрацией Приокского района Нижнего Новгорода.

2005 — второй экипаж «Леопарда» под командованием капитана I ранга А.П. Егорова введен в первую линию.

2006 — боевая служба с экипажем А.П. Егорова

2006 — экипаж принимал делегации министерства обороны Норвегии и Франции.

2007 — учебная стрельба практической ракетой ЗМ-10.

2009 — экипаж «Леопарда» прошел обучение в 270 Учебном центре ВМФ (Сосновый Бор, Ленинградская область).

С июня 2011 года находится в Центре судоремонта «Звездочка». В настоящее время на АПЛ «Леопард» завершается заводской ремонт и модернизация по проекту 971М с установкой ракетного комплекса «Калибр-ПЛ» и гарантированным продлением срока службы на 10 лет.

Командиры АПЛ К-328 «Леопард»

В.И. Дьяконов: 21.03.1990 — 12.02.1996

В. П. Петрович: 12.02.1996 — 29.03.2000

К. Э. Онушков: 22.06.2000 — 03.03.2003

Г. В. Иванов: 03.03.2003 — 21.06.2003

В.Н. Кочемазов: 21.06.2003 — 14.02.2004

А. Ю. Котенков: 19.06.2004 — 31.08.2005

А. П. Егоров: 26.12.2005 — н.в.

При подготовке использованы материалы Объединенной судостроительной корпорации, СПМБМ «Малахит», ПО «Севмаш» в открытом доступе, а также справочная информация с портала «Штурм глубины».



Источник

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *