Это как?! Законы шоу-бизнеса испокон веков учили тому, что музыканты, а особенно их продюсеры, устраивают форменное светопреставление из любого события, не говоря уже про столь эпичное, как выход нового альбома. Это же — веха пути. Как книга у писателя, картина у художника, фильм или спектакль у режиссера и т.д. Помимо уникальностей самого содержания, о которых, разумеется, пойдет дальше речь, альбом P.S. войдет, таким образом, в историю релизов под именем АБП еще и как вышедший без ведома бенефициантки. Прежде были, конечно, десятки бутлегов, изданных в стране и по всему миру, но здесь приложена рука не пирата, а одного из самых приближенных к звездному телу челов — саундпродюсера Анатолия Лопатина.
Лопатину совершенно не давала покоя мысль, что бесценное наследие юбилейного концерта PostScriptum, явленного миру по случаю юбилея Артистки только дважды (17 апреля 2019 г. в Москве и 2 ноября 2019 г. в Минске), так и не останется в анналах музистории в виде отдельного релиза. Был, конечно, полнометражный фильм «Тот самый концерт», показанный в кинотеатрах и по ТВ, но это не могло заменить магии полноценного альбома с совершенно уникальной записью. Кликуши, конечно, рефлексируя на новость, свели все исключительно к калькуляции жадности — мол, все никак она не назаработается. Но известна же начальственная, а потому и непререкаемая (или кто-то против?) пословица: «Кто как обзывается, тот так и называется». Так что скушали, крошки вытерли…
«С этой записью — принципиальная разница, такого у Пугачевой еще не было, — поясняет уникальность издания г-н Лопатин. — Этот альбом она полностью спела на концерте, и таких чисто концертных альбомов у Аллы не было».
Концертные альбомы занимают особенное место в творчестве музыкантов и исполнителей, в мировой практике их часто даже маркируют в отдельной нише, отделяя в официальной дискографии от обычных студийных номерных альбомов. При этом, как правило, изданные в концертных версиях треки имеют еще и студийную «официальную» версию. С Пугачевой же случилось все не так.
«Студийных версий новых песен, исполненных на концерте, просто нет, — поясняет Лопатин, — а Аллины поклонники именно их постоянно от меня почему-то требуют. Я им всем объясняю: «Ребята, никаких студийных вариантов новых песен нет». Да это и отлично, что все версии концертные, живые. Зачем еще делать какие-то студийные записи?!» — уверен опытный саундпродюсер. Так что «Анестезия», «Поживи в Моей Шкуре», «Вольная», «Соловушка», «На Землю Выпала Роса» и еще с полдюжины песен останутся в истории только концертной записью отменного, к счастью, качества.
При этом Анатолий Лопатин отмечает, что прежде многие годы он занимался исключительно студийной работой с Пугачевой и опыт записи живого концерта у него вышел впервые. Волновался, нервничал, переживал, но Пугачева была непреклонна и не желала даже обсуждать другие кандидатуры. «Ну, ты сможешь, давай!» — напутствовала без долгих размусоливаний. И Лопатин дал — от некуда деваться. Теперь вспоминает:
— Как звукорежиссер на живом концерте я работал с ней первый раз, и она не просто удивила, а потрясла. На репетициях оттачивала звук, как и в студии, просила регулировать микрофон, например, чтобы могла не только петь, но и шептать, чтобы все было мягко, красиво. А когда начался концерт, мы всей командой на уши встали: она настолько активно стала петь живьем с первой песни — на 10–12 децибел, это в четыре-пять раз громче и насыщеннее, чем было на репетициях. Все были в шоке, пришлось по ходу концерта менять все настройки. Она дала такого джазу, живого, концертного, настоящего драйва, что техническая команда была к этому совершенно не готова. Зато на записи теперь осталась вся эта настоящая роковая манера и атмосфера, которой на студии добиться практически невозможно… Студийное исполнение — статичное, это совсем другая эстетика, поэтому я тоже получил в этом смысле огромный опыт. И очень признателен Алле за доверие.
При этом саундпродюсер жалеет, что не было еще одной концертной записи — в Минске, единственном городе кроме Москвы, где Пугачева спустя полгода повторила представление. Несмотря на весь драйв кремлевского концерта, «настоящий и полный отрыв», по словам Лопатина, случился именно в Минске.
— Меня буквально душила жаба, что не пишется концерт в Минске, — это дорогого бы стоило, — вспоминает свои ощущения Анатолий. — Там был полный отрыв в лучших традициях ее стадионных концертов, настоящий рок-н-ролл! Совсем другая энергетика и эстетика: до этого был мертвый Кремль, полублатная публика в бархатных креслах, которая пришла с ощущением королей, которые купили дорогие билеты, атмосфера там всегда из-за этого очень тяжелая. А в Минске — стадионная арена, одни поклонники, они кричали, пели, Алла ходила в зал, и это все на таком драйве и на одном дыхании. Было удивительно!
«ЗД», собственно, подтверждает слова и эмоции г-на Лопатина, поскольку сама была свидетелем и хроникером обоих ивентов. Минск с Пугачевой действительно стоял на ушах в 2019 году, что совершенно не вязалось со степенным юбилейным статусом события и кардинально отличалось от кремлевского представления в Москве.
Возвращаясь к особенностям альбома PostScriptum, необходимо отметить и «старые» песни, которые Пугачева исполнила на концерте в новых аранжировках. Их было девять, включая «Святую Ложь», «Звезду», «Свеча Горела», «Женщина, Которая Поет» и др. Благодаря «единичному» исполнению, «задокументированному» в записи, они также стали уникальным музыкальным артефактом и своего рода премьерами-ремейками.
Тем временем сама Алла Пугачева, признав, что «неожиданный» для нее альбом PostScriptum с прошлого юбилея стал «хорошим подарком» к юбилею грядущему, пообещала уже сама подарить новые песни. Говорит: «Ждите, мои дорогие поклонники. Только ради вас!» К празднику желтых цветов в первое воскресенье весны первую весточку песней «Не Беспокойся за Меня» уже прислала, вызвав бурю обсуждений, о чем «МК» тоже сообщал.
Поклонники со своей стороны задарили в минувшее воскресенье желтыми цветами прохожих на улицах городов, счастью обескураженных прохожих не было предела, особенно, когда букеты вручала артистка Наталья Буйницкая в образе «Женщины, которая поет». Некоторые люди так и остались в уверенности, что по Бульварам в Москве бродила с цветами настоящая Пугачева. Кристина Орбакайте тем временем завершила праздник долгожданным концертом в Санкт-Петербурге, так что день пугачевской весны вышел необычайно насыщенным и содержательным.
Ждем продолжения юбилейных неожиданностей…