Различные страны и объединения, включая США, Китай, Россию, Европейский союз и другие, активно разрабатывают программы для исследования и освоения нашего естественного спутника. Среди главных целей этих программ — устройство постоянной базы на Луне, возможного космодрома и радиоволновой обсерватории. Важным моментом становится использование ресурсов Луны. Освоение Луны представляет собой колоссальный вызов, но также открывает перед человечеством большие возможности в исследовании космоса и в дальнейшем — колонизации других планет. Страны ведут интенсивную работу, стремясь занять лидирующие позиции в этой новой гонке, которая может определить будущее человечества.
На Луну люди хотели всегда, а брались за эту задачу только те, кому она была по зубам.
В первые десятилетия освоения космоса по зубам она была советской и американской космонавтике. Мы шли ноздря в ноздрю с американцами, победили они. О причинах можно спорить, но факт остается фактом: человек ступил на Луну, добравшись туда с помощью американской ракеты «Сатурн-5», созданной, вообще говоря, немецкими инженерами под руководством Вернера фон Брауна.
Кстати говоря, первые советские достижения никто не умаляет. Мы посылали на Луну первых роботов, получили первые фотографии обратной стороны Луны. Наши луноходы бегали по Луне. Много чего мы сделали, но человека туда не запустили.
Этим кончилась первая лунная гонка, которая в основном, конечно, преследовала политические цели: показать, какая система, социализм или капитализм, лучше, более способна к каким то серьезным свершениям, а значит, создающая наиболее конкурентоспособную технику, которую можно продавать разным странам.
Кончилась первая лунная гонка, все потеряли к ней интерес, но наступила новая эпоха коммерческой космонавтики.
В космосе стремятся работать и Китай, Япония, Корея, Канада, объединенная Европа. У них есть ракеты, у них есть научные интересы, и экономические теперь тоже. Они вступили в новую космическую гонку уже, чтобы доказать, кто лучше организует создание легкой, доступной, дешевой, надежной космической техники. Тот может продавать свою продукцию не только в области космонавтики, но и во всех других.
Если ваш аппарат начал работать на Луне, значит, ваша электроника надежна, ваши инженеры опытные и креативные. В общем, вы одна из лидирующих технологических держав, и в лидерах сегодня хотят быть многие.
Но полететь на Луну, оказывается, не такая простая задача. Наша страна тоже не теряет надежду, осваивает Луну параллельно со всеми продвинутыми странами. Получится у нас или нет, зависит от того, насколько мы в этом будем заинтересованы. Если найдутся деньги, то найдутся опытные инженеры.
«Луна-25» долетела до Луны, она вышла на орбиту — само по себе это большое достижение для нового времени, ибо старые инженеры уже ушли новые и никакого опыта работы в космонавтике в дальнем космосе не имеют. Для них это хороший первый урок. Планов у нас много, вплоть до полетов человека на Луну, и, я уверен, молодые инженеры быстро накопят опыт и быстро перестанут совершать довольно тривиальные ошибки.
Так что Луна сегодня — это лакмусовая бумажка. Вы на Луне, значит, ваша техника достойна того, чтобы ее покупать. Именно поэтому китайская космонавтика заточена на Луну. Пожалуй, они активнее всех работают и на видимом полушарии Луны, и на обратной стороне. Китайцы доставили с Луны грунт на Землю, что до сих пор в автоматическом режиме делали только советские аппараты. Одним словом, китайцы выходят на лидирующие позиции по Луне, не забывая о других, более сложных задачах. Например, уже несколько лет на поверхности Марса работает китайский марсоход. Китайская техника быстро, качественно улучшается. Первые китайские луноходы ломались почти сразу — сейчас они работают годами.
Если мы не будем заниматься изучением Луны, то не сможем продемонстрировать миру, на что мы способны. Одной военной техники для этого недостаточно. Нужно еще демонстрировать и научную, и гражданскую, способную выигрывать конкуренцию. Луна видна всем. Достижения на Луне видны всем, и это хороший способ демонстрировать свои технологические возможности.