При объяснении происхождения нунчаки нам необходимо следовать разными историческими путями, которые ведут нас к древней истории и направляют нас к исследованию различных старинных историй и сказаний. С их помощью мы можем проследить факты, которые подводят нас к истории развития нунчаки. Об этом в своем материале рассказывает BlackBeltMag.
Хотя это был сельскохозяйственный инструмент, сделанный из двух соединенных палочек в форме пшеничного, рисового или соевого цепа, он использовался в разных частях мира, таких как Галлия, Россия, Китай, Корея, Япония, Индия и т. д.
Сегодня мы можем с полной уверенностью сказать, что Китай – это страна, откуда зародился особый вид цепа (две соединенные палки). Его использовали не только как инструмент, но и как оружие, которое сегодня используется в боевых искусствах под известным названием нунчаки. В пользу этого тезиса говорит ряд фактов, относящихся к разным историческим периодам. Исследуя различные старинные легенды, мы обязательно наткнемся и узнаем об этом.
Легенда гласит, что первый император китайской династии Сун Цзю Хун Цзюнь проиграл битву монгольскому завоевателю в середине X века. Чтобы оправиться от такого крупного поражения, императору пришлось собраться и уйти со своей армией в сторону Китая вглубь страны. Он расположен в окрестностях соседнего села. Поскольку жители деревни кормили их и заботились о них, император Цзю считал долгом своих солдат помогать крестьянам в различных повседневных сельскохозяйственных работах. Среди этих обязанностей было выращивание пшеницы, риса, сои и других культур. Император очень регулярно посещал своих солдат и следил за тем, чтобы они помогали выполнять порученную им работу. Тем временем он наблюдал, как жители деревни используют орудия для молотьбы пшеницы и риса, которые состоят из двух палок разной длины, связанных между собой веревкой, сделанной из рисового сена и переплетенной конским волосом.
Поскольку он был великим воином, император Цзю пришел к выводу, что этот инструмент может помочь ему в борьбе с монголами и что его использование поможет ему тренировать свою пехоту. Позаимствовав у деревенского жителя нунчаки, император Цзю поселился в своей палатке и в следующие пару дней придумал и разработал особые приемы, которые его пехота позже практиковала во время боя, используя его в качестве оружия против кавалерии. Император Цзю разработал 18 приемов использования и назвал инструмент (ныне оружие) дай-со-джи (великие чистящие средства) – прыжки с ударами, направленными в сторону всадника. Согласно легенде, император Цзю в течение нескольких месяцев вместе со своими генералами обучал свою армию обращению с этим оружием. Они впервые были использованы в качестве оружия в бою. После этого император Цзю повел свою армию в решающую битву у города Бук-Сунг и впервые применил свои знания в использовании дай-со-джи.
Монгольская армия потерпела в этом сражении поражение и была изгнана с территории Китая. Во время боя палки цепа были сломаны и стали почти одинаковой длины. Это заметил генерал армии Цзю и на основе этого позже изобрел новую комбинацию движений с использованием более короткого цепа. Техника называлась стусо-джи (маленькие чистильщики). Согласно этой легенде, это боевое искусство было идентично современному искусству обращения с соединенными палками (нунчаками). Сегодняшние нунчаки произошли от навыка стусо-джи.
В некоторых частях Китая нунчаки также называют шуан чин кунь, что в вольном переводе означает «двухчастный цеп». Однако в некоторых регионах, например, в провинции Фуцзянь, нунчаки называют ннг-чат-кун, что можно перевести как «пара соединенных палочек». В южных районах Китая, а также в некоторых частях Японии нунчаки также называют шуан цзе гун или ян цзе гун. Согласно некоторым открытиям и некоторым легендам, оборонительные навыки использования нунчаки были переданы из Китая в другие соседние страны, такие как Япония, Корея, Индия, Монголия, Филиппины и другие. Согласно этим легендам, обращение с цепом (нунчаки) как средством самообороны было привезено в Японию различными китайскими мастерами и жрецами по их прибытии в XIV и XV веках.
Некоторые историки полагают, что распространение знаний по обращению с нунчаками можно отнести к китайскому генералу Чану (Чан Юань Бинь), превосходно владевшему боевыми искусствами. Он бежал из Китая около 1640 года из-за преследования маньчжурской династии и укрылся на Окинаве (а затем в Бусио Эдо – нынешнем Токио). Генерал Чан также распространял искусство боя без инструментов и оружия, которое сегодня известно как джиу-джитсу. По легенде, генерал Чан развил и усовершенствовал мастерство обращения с нунчаки на Окинаве. В некоторых историях говорится, что борьба с нунчаками стала распространенным инструментом-оружием сначала среди некоторых дворян, а затем и среди крестьян. Они даже использовали его как средство самообороны от различных нападавших и японских захватчиков, прибывших в их районы (архипелаг Рюкю). В 1507 году король Шо Хаси также подписал указ, запрещавший гражданам ношение оружия и разрешавший его реквизицию. Прокламация запрещала владеть оружием всем, кто не состоял на королевской службе, и оружие хранилось в складах замка. Кроме того, японское вторжение под предводительством Буси Сацумэ в XVII веке привело к использованию нунчаки в этой области.
Еще один аргумент в пользу тезиса о том, что нунчаки были завезены в Японию из Китая, виден в японском названии, слове «нунчаки», которое в вольном переводе с китайского можно разделить на три слова: «монахиня», что означает «пара» или, еще лучше, «близнецы» и слова «ча ку», которые можно перевести как «соединенные палки». Однако сегодня в разных частях мира нунчаки называют по-разному, например, нутику, нунчаки, цепные палки, чако, палки чука, палки для каратэ, а также во многих других частях света используются другие менее известные термины.
Некоторые легенды связывают происхождение нунчаки с японским кавалерийским снаряжением, точнее, с конскими лентами, а также с некоторыми другими частями конного снаряжения. Однако, кроме связи нунчаки с лошадиной шерстью, эта информация не может быть научно доказана.
Также существует история, согласно которой нунчаки произошли от японских ударных инструментов (хесики), которые использовались японскими детьми в качестве игрушек. Их также использовали разные люди в ночное время, чтобы сигнализировать об опасности и передавать определенные сообщения. Однако эта теория не была подкреплена какими-либо четкими доказательствами. Даже теория, описывающая нунчаки как инструмент для сбивания яблок с деревьев, не заслуживает доверия.
Первые японские нунчаки были восьмиугольными, а позже местные жители стали делать нунчаки различной формы: круглой, трехчастной или из нечетных частей. Некоторые из самых старых экземпляров палочек нунчаки были сделаны из экзотической твердой древесины, соединенной веревкой, изготовленной из рисового сена и конского волоса. У некоторых из них края были скованы жестью или железом. Различные специалисты по боевым искусствам сходятся во мнении, что искусство обращения с нунчаки особенно ценилось и обучалось в Японии, в городке Сюри (сегодня известном как Замок Сюридзе) на Окинаве. Также искусство нунчаки связано с основным стилем каратэ – сюрите, также зародившимся там. Еще один аргумент в пользу тезиса о том, что нунчаки были завезены в Японию из Китая, виден в японском названии, слове «нунчаки», которое в вольном переводе с китайского можно разделить на три слова: «монахиня», что означает «пара» или, еще лучше, «близнецы» и слова «чаку», которые можно перевести как «соединенные палки». Однако сегодня в разных частях мира нунчаки называют по-разному, например, нутику, нунчаки, цепные палки, чако, палки чука, палки для каратэ, а также во многих других частях света. другие менее известные термины.
Некоторые легенды связывают происхождение нунчаки с японским кавалерийским снаряжением, точнее, с конскими лентами, а также с некоторыми другими частями конного снаряжения. Однако, кроме связи нунчаки с лошадиной шерстью, эта информация не может быть научно доказана.
Также существует история, согласно которой нунчаки произошли от японских ударных инструментов (хесики), которые использовались японскими детьми в качестве игрушек. Их также использовали разные люди в ночное время, чтобы сигнализировать об опасности и передавать определенные сообщения. Однако эта теория не была подкреплена какими-либо четкими доказательствами. Даже теория, описывающая нунчаки как инструмент для сбивания яблок с деревьев, не заслуживает доверия.
Первые японские нунчаки были восьмиугольными, а позже местные жители стали делать нунчаки различной формы: круглой, трехчастной или из нечетных частей. Некоторые из самых старых экземпляров палочек нунчаки были сделаны из экзотической твердой древесины, соединенной веревкой, изготовленной из рисового сена и конского волоса. У некоторых из них края были скованы жестью или железом. Различные специалисты по боевым искусствам сходятся во мнении, что искусство обращения с нунчаки особенно ценилось и обучалось в Японии, в городке Сюри (сегодня известном как Замок Сюридзе) на Окинаве. Также искусство нунчаки связано с основным стилем каратэ – сюрите, также зародившимся там.
В дальнейшем знания о нунчаки распространились по Японии благодаря мастеру каратэ Гитину Фунакоси (1868-1957), создавшему стиль шотокан и родившемуся в городе Сюри. Именно так он в детстве познакомился с нунчаками.
По сравнению с японскими нунчаки, китайские нунчаки круглые, короче и имеют длину около 30 см. Хотя и китайские, и японские нунчаки существуют разной длины, японские обычно восьмиугольные и имеют длину около 40 см. Различные мастера боевых искусств часто подбирали длину палок (нунчаки) в соответствии со своими потребностями и предпочтениями. Нунчаки (палки) соединялись веревкой или тонкой цепочкой. Совсем недавно нунчаки (палки) соединяли нейлоновой веревкой или тонкой, но прочной цепью длиной около 20 см в Китае или около 10 см в Японии. Однако, поскольку разные мастера адаптируют длину веревки или цепи к своим потребностям в соответствии со своей фигурой или техникой, это правило не является строгим. Верхняя часть нунчаки (палки) называется конто, средняя часть – чукон-бу, нижняя часть – контей, а соединяющая их цепь – кусари. Восьмиугольные нунчаки короче или немного длиннее называются хакаку-кей, круглые нунчаки называются мару-гата, трехчастные нунчаки известны как сан-сэцу-кон, а четырехчастные называются ен-сэцу-кон.
Основная техника обращения с нунчаки основана на центробежной силе, которая создается за счет поворота одной ручки. При повороте одной ручки скорость движения другой руки может достигать 160 км/ч. При движении с такой скоростью удар клюшки исключительно хорош. Сила удара палки может равняться величине 800 кг, в зависимости от материала палки нунчаки, а также скорости движения палки. Помимо ударов по противнику, также часто применяются различные техники захвата нунчаки или особые способы удушения, при которых они используются.
Сегодняшние нунчаки обычно изготавливаются из более твердой древесины, такой как дуб или черное дерево, и соединяются нейлоновой веревкой или тонкой, но прочной цепью. Нунчаки могут быть изготовлены из других материалов, таких как металл, твердая резина, пластик или стекловолокно. Существуют также так называемые мягкие нунчаки, которые очень податливы, поскольку сделаны из резины в сочетании с более твердой губкой и используются в тренировках.
Хотя нунчаки уже давно известны как оружие, мастер каратэ и создатель искусства кобудо Синкен Тайра (1897-1970) получил особое признание за сохранение традиционного искусства. Он долгое время был президентом Международной федерации каратэ-кобудо. В 1960 году мастер Тайра разработал одну из первых известных ката нунчаки, названную маэдзато-но нунчаки ката или, чаще, Тайра-но нунчаки.
И все же огромную популярность во всем мире нунчаки, используемые в качестве оружия, получили лишь в конце 60-70-х годов прошлого века. Его заслуга принадлежит двум великим мастерам боевых искусств, Дэну Иносанто и Брюсу Ли (1940–1973). Мастер Иносанто владел техникой табак-тойок (чако), схожей с техникой китайских нунчаки. В искусстве табак-тойок (тяко) используется своего рода палочка нунчаки, которая немного короче китайской, примерно от 20 до 24 см в длину. Однако их веревка немного длиннее, примерно от 26 до 30 см. Мастер Иносанто познакомил своего друга (создателя навыка Джит Кун До), известного мастера боевых искусств и актера Брюса Ли с навыком табак-тойок. Мастер Ли был первым человеком, продемонстрировавшим публике искусство обращения с нунчаки. Он начал демонстрировать это в конце 1966 года, что позже было показано в его фильмах. Они были широко распространены и популярны в 70-е годы. Популярность нунчаки достигла масштабных размеров.
Огромная популярность нунчаки, а также желание молодежи копировать своего любимого актера и фигурку, мастера Брюса Ли, стали причиной того, что во многих странах в 1974 году был введен запрет на ношение, использование и продажу нунчаки. Этот запрет действовал практически во всех странах. в Европе, в Японии, в некоторых штатах США, в некоторых частях Австралии, а также в некоторых других частях мира. Ношение и использование палочек нунчаки в общественных местах по закону приравнивалось к использованию огнестрельного оружия. Хотя этот закон не был отменен ни в одной из этих стран, с начала 90-х годов его значительно смягчили и смягчили.
С историей и популярностью нунчаки также могут быть связаны некоторые странные и причудливые факты. Например, с середины 70-х годов и начала XXI века наибольшее количество нунчаки продавалось в Гонконге. Эта информация не была бы такой странной, если бы мы не знали, что ношение, демонстрация, использование и продажа нунчаки публично в Гонконге строго запрещены.
Также известен еще один невероятный факт. Во Франции были основаны две всемирно известные организации, способствующие обучению навыку владения нунчаки. Эта информация также не была бы странной, если бы не тот факт, что Франция была самой строгой страной в Европе, когда дело касалось транспортировки и использования нунчаки. Однако это еще не все. Штат Калифорния в США был местом, где была создана знаменитая американская ассоциация по продвижению и обучению нунчаки, хотя Калифорния была одним из пяти штатов Америки, где действовали более строгие законы. А именно, если вы не были инструктором боевых искусств, действовал определенный запрет на ношение, использование и продажу нунчаки. Почти идентичная ситуация произошла в Нидерландах. Хотя производители, то есть продавцы нунчаки, подчеркивали, что продукт не будет продаваться или доставляться в страны, где они запрещены законом, этим часто пренебрегали. Вот почему нунчаки можно купить по всему миру всего за десять долларов. Интересный факт гласит, что Китай, страна, где использование различных инструментов и оружия было запрещено, а занятия некоторыми боевыми искусствами сурово наказывались (длительным тюремным заключением), никогда не запрещали использование нунчаки.
Сегодня умение владеть нунчаки используется в большом количестве различных стилей боевых искусств, например, в каратэ (нунчаки-дзюцу), кобудо (окинавское кобудо), кунг-фу (эрджи-ган), тхэквондо (ссанг юл бонг, моухе бонг), хапкидо, даже в джиу-джитсу (нунчаки-дзюцу) или айкидо, а также некоторые навыки, такие как эскрима (чако), т. е. табак-тойок. Самое удивительное сочетание стиля сават (французский бокс) и умения нунчаки. Существует также так называемый «фристайл», а также некоторые фитнес-упражнения, выполняемые с помощью нунчаки. Наряду с исполнением ката и фристайла сегодня очень популярны соревнования по борьбе на нунчаки, участники которых носят шлемы и щитки. В зависимости от организации соревнований бой длится два раунда, длительностью две или две с половиной минуты. Победителем считается участник, нанесший большее количество ударов, или тот, чей противник отказывается от поединка. Одними из наиболее известных организаций нунчаки в мире являются Всемирная любительская организация нунчаки (Франция, 1987 г.), Международная федерация нунчаки боевых и художественных наук (Франция, 1992 г.), Международная ассоциация техно-нунчаки (Швейцария, 2000 г.), Всемирная ассоциация нунчаки. (Нидерланды, 1997 г.) и Североамериканской ассоциации нунчаки (Калифорния, 2003 г.).
Многие спортсмены, не знакомые с правильной техникой обращения с нунчаками, полагают, что мастерство проявляется в скорости вращения нунчаки вокруг тела, но сильно заблуждаются. Настоящие ценители согласны с выводом статьи мастера Ронни Колвелла (1934-2015) – «Нунчаки, вращающаяся вокруг тела, – это пустая трата времени и энергии».
Среди известных мастеров, которые были отмечены как важные промоутеры и гимнасты, среди ранее упомянутых мастеров каратэ Фумио Демура (Сито-рю), Тадаси Ямасита (Серин-рю), Хироши Акамине (Серин-рю), Тэцухиро Хокама (Годзю-рю), Хирокадзу Канадзава (Сетокан), а также мастера Дзиро Сирома, Рюсе Сакагами (1915-1993) и мастера кунг-фу Люн Тинг, Эрик Ли, а также такие мастера, как Дэн Иван (1931-2007), Эд Паркер (1931 – 1990), Боб МакКормак, Марк Чаланд, Эндрю С. Линик, Тед Гамборделла, Джо (Джозеп) Хесс и Хей Лонг.
Хотя сегодня общепринято мнение, что золотой век популярности нунчаки давно прошел, это не совсем так. Многие новички, а также спортсмены сегодня тренируются с нунчаки. Это также верно для многих любителей (и мастеров) боевых искусств, различных акробатов или людей, желающих улучшить динамику и привлекательность своих движений.
Нунчаки были и останутся незаменимой частью обучения многочисленным и разнообразным боевым искусствам.