Сцена из спектакля «Кабаре Пушкин».
Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА.
В конце июля Алексей Франдетти уходит с должности главного режиссера легендарного московского театра.
Эта новость была сказана впроброс, между прочим на презентации нового музыкально-драматического спектакля «Кабаре Пушкин» (16+) по мотивам «Маленьких трагедий». Постановка к 225-летию Александра Сергеевича. Премьера — 6 июня в его день рождения.
Алексей Франдетти – автор сценической версии и режиссер, который сумел скрестить Пушкина с джазом. В инсценировку вошли тексты пьес «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», а также лирические стихотворения Пушкина. Как заверил журналистов Алексей Франдетти: ни одна реплика классика не сокращена. Ни изменили ни единого слова, ни одной коллизии.
Алексей Франдетти (в центре) и Марк Варшавер (слева)
Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА.
«Этот спектакль — моё прощание с театром «Ленком», которому я очень благодарен. Я покидаю его как главный режиссёр и перехожу в Театр Эстрады к Геннадию Хазанову», — объявил Франдетти.
«Кабаре Пушкин» — не только главная, но и фактически первая премьера «Ленкома» за весь почти уже прошедший сезон. «Маяковский» (тоже постановка Алексея Франдетти) не в счёт, он вышел прошлым летом.
Бюджет спектакля «Кабаре Пушкин» немалый. По официальной информации – 70 миллионов рублей, из которых 50 млн дал крупнейший билетный сервис «Яндекс Афиша». Ещё 25 миллионов «подкинул» Международный театральный Фонд Евгения Леонова (считай, «Ленком»). И это ещё не все расходы. Есть и скрытые. В течение 10 дней перед премьерой идут репетиции на большой сцене с утра до ночи нон-стоп, соответственно — отмены спектаклей текущего репертуара и убытки театра из-за недополученных денег. Получается, прощальная ленкомовская «гастроль» Алексея Франдетти для драматического театра — очень и очень дорогое удовольствие. Для музыкального было бы нормально. Но «Ленком» не оперетта.
Сцена из спектакля «Кабаре Пушкин».
Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА.
Билеты на премьеру от 2100 до 25000. На сайте театра они продаются только онлайн с переходом на сайт «Яндекс Афиши». Стало быть, крупнейший билетный сервис и есть главный выгодоприобретатель в этой истории. Финансовая подоплека, как говорят, и есть одна из основных причин ухода Алексея Франдетти.
Ну а что за спектакль получился, пока сложно судить. Журналистам показали фрагменты. Как нам объяснили – это современный взгляд на вечные тексты великого классика русской литературы. Место действия – условное кабаре. Судя по джазу и фокстроту – а его будет много – начало ХХ века. Такой ход, по замыслу режиссера, подчеркивает актуальность и современность Пушкина. Да и Пушкина, соединенного с джазом, на сцене никогда не было. Можно сказать жанровый дебют.
Будут инструментальные и вокальные композиции на стихи Александра Сергеевича, будут синтетические артисты, которые не только читают стихи, бьют чечётку, хорошо поют (не под фонограмму), но и играют на скрипке. «Моцарт у Пушкина садится за клавесин и играет. Мы нашли артистов, которые будут играть на рояле. Это Иван Рысин и Виктор Маминов», — представил режиссер исполнителей роли Моцарта.
За музыкальное оформление отвечает Джазового оркестра п/р Петра Востокова. Оркестр сопровождает весь спектакль. Кроме того на сцене «Ленкома» впервые появятся воздушные акробаты их Цирка на Цветном бульваре. Они ловко ползают по занавесу.
Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА.
Ну и труппа, конечно, тоже занята: Сергей Степанченко, Александр Сирин, Игорь Миркурбанов, талантливая молодежь… Показали нам отрывок из «Моцарта и Сальери», где в роли Сальери добрейший души человек Сергей Степанченко. Ну что вам сказать?.. Сложные впечатления. Возможно, это будет самый добрый Сальери на свете, тем более, говорят, Пушкин всё выдумал про отравление Моцарта.
Будут невероятные декорации и костюмы: «Артисты играют в историческом белье (что бы это не значило), поскольку это пир во время чумы, — заинтриговал Алексей Франдетти.
Невероятное чувство самоиронии есть у Александра Сирина. Он играет Черного Человека (с ним в составе должен быть ещё Александр Збруев, но Збруев на финальном этапе «слился» — Ред.).
Что ещё рассказать? Когда Моцарт просит сыграть «что-то из Моцарта», на сцене звучит фокстрот, артисты степуют и танцуют чарльстон. Музыкально и очень эффектно. Репетировали полгода. В это время под сценой работает целая гидравлическая станция, которая двигает декорация вверх-вниз, вправо-влево. Спектакль красивый, в него вбухано «много любви» и… денег. «Чтобы был вау-эффект, который стоит невероятных сил и средств. Только на грим уходит нескольких часов», — сообщил Алексей Франдетти и поблагодарил и постановочную команду, и артистов «Ленкома».
— Это зрелище и праздник для зрителей. Всем сегодня хочется радости, — дипломатично подытожил директор «Ленкома» Марк Варшавер.
Алексей Франдетти и Марк Варшавер поблагодарили друг друга. Но то была натянутая благодарность: «Спасибо, что пришли (и ушли)». «Большая радость работать в этом театре»…
А первая рецензия на спектакль прозвучала, как ни странно, не от журналистов, от артиста.
— Пушкин был бы шокирован таким ярким освещением сцены, таким мощным звуком, но точно был бы сражён красотой наших актрис, — сказал артист Александр Сирин.