Театр «Практика» представил премьеру Игоря Теплова «Остановка». В основу спектакля легла одноименная пьеса Германа Грекова, впервые прочитанная четыре года назад на фестивале современной драматургии «Любимовка». Проект объединил актеров театра и кино: Дарью Калмыкову, Анну Бегунову, Антона Феоктистова и Романа Маякина.
Зал небольшой, на сцене – круглая платформа-экран, на ней — скамейка. В пространстве сцены видим еще несколько кубов и неоновые светильники. Они будут загораться белым, синим и красным цветом. Актёры в почти одинаковых белых костюмах. Трёхцветной гаммой ограничивается цветовое решение спектакля. В сценографии нет ничего лишнего, отвлекающего от сюжета постановки. Акцент сделан на то, что происходит внутри.
А внутри – две супружеские пары, которые, казалось бы, живут счастливо и благополучно. Но неожиданно для всех после дня рождения друга Виктор Волков (Антон Феоктистов), бизнесмен, муж и отец, внезапно поставил жизнь на паузу: остановил машину, вышел и сел на скамейку, чтобы не вставать с нее на протяжении многих дней. Оставив семью, доход, друзей, он теперь обитает на автобусной остановке, блаженно улыбается и чувствует какой-то «очень хороший ветер».
Когда герои оказываются на остановке, загорается надпись красным — STOP. В психологии есть такая техника.
Stop – остановись
Take a breathe – сделай глубокий вдох
Observe – понаблюдай
Proceed mindfully – продолжай осознанно
Она необходима тех, кто сталкивается с сильными эмоциями, стрессом и напряжением, тем, кому нужно замедлиться, оглянуться назад, подумать и потом, сделав осознанный выбор, двигаться дальше.
Герои, подсвеченные прожектором, по очереди рассказывают зрителям свое видение ситуации: как они себя чувствовали, о чем думали, что хотят предпринять. А потом, будто, входят в мизансцену и проживают то, что только что рассказали.
В попытках выяснить, что произошло, жена Наташа (Дарья Калмыкова) и друг Виктора Марк (Роман Маякин) приезжают к нему на остановку. Общаясь с «просветленным» мужем и другом, они гадают о причинах такого безрассудства. Может быть, Виктор устал от того, что он, как глава семьи, должен все решать? Сошел с ума? Привлекает к себе внимание? Жена Марка Ирина (Анна Бегунова) думает, что все дело в измене Наташи и выпытывает у подруги правду. Но безуспешно, хотя измена действительно была. А в ней ли все дело?
С развитием история начинает напоминать детектив, собранный по кусочкам из показаний свидетелей. В действие вклиниваются черно-белые фрагменты видеоинтервью, что отображаются на платформе. Благодаря им мы узнаем, что к Виктору на остановку несколько раз отправляли психолога, который должен был разобраться наконец, что могло сподвигнуть человека на такой поступок. Но он лишь называет случай Виктора заурядным и говорит, что ему нужно «пересидеть» на остановке какое-то время, чтобы вернуться к прежней жизни, но уже в другом качестве.
На экране мелькают дочь, помощница, психолог, полицейский, другие знакомые и незнакомые Виктору люди. Они сменяют друг друга, множа вопросы и подозрения, догадки. И вот через несколько дней зритель видит результат поступка Виктора – разрушены две семьи. Все произошло само собой.
Виктор: Ты думаешь, что я здесь потому, что ты мне изменила с Марком?
Наташа: Да. Я думаю, что это так.
Виктор: Нет, я здесь не поэтому. Мне здесь просто хорошо.
Странный поступок Виктора приводит героев на остановку, и когда к нему приходит сломленный друг, от которого, узнав об измене, ушла жена, Виктор говорит ему, что постиг истину и с легкостью делится ей: «То, что тебя сжимает, то и разожмёт».
Спектакль, поначалу похожий на бытовую драму, разворачивается как психологический детектив. После спектакля остаются вопросы. Что будет, если остановиться и просто наблюдать? Что, если ничего не делать, никуда не спешить, а просто сесть и смотреть со стороны? Нужна ли людям правда или лучше пребывать в спокойном неведении?