Экономисты из Университета Суррея утверждают, что люди систематически обманываются повторяющейся информацией, что приводит к иррациональным решениям.
Их работа доказывает, что когда люди многократно сталкиваются с одной и той же информацией, то склонны придавать ей чрезмерное значение, принимая решения, которые противоречат логике. Это явление может иметь широкие последствия, начиная от маркетинга и заканчивая политическими кампаниями.
Доктор Умберто Гарфаньини, один из авторов: «Это исследование ставит под сомнение идею о том, что люди обрабатывают информацию рационально. Мы обнаружили, что повторение информации — будь то повтор одного и того же статистического показателя или эхо сообщения на разных платформах — заставляет людей переоценивать ее важность, что приводит к, откровенно говоря, иррациональным решениям».
В исследовании приняли участие более 200 человек. Им предложили простые задачи на принятие решений, в которых испытуемые должны были обновить свои убеждения на основе числовой информации. Некоторые данные были намеренно повторены без ведома участников. Сравнивая то, как люди обновляли свои убеждения с повторяющейся и без повторяющейся информации, исследователи смогли определить конкретные эффекты повторения.
Результаты показали, что участники последовательно относились к повторяющейся информации как к новой. Она вляла на их решения и заставляла делать выбор вопреки логике.
Доктор Дэвид Уокер-Джонс, соавтор исследования: «В мире, где медийная насыщенность является нормой и одни и те же заголовки повторяются на разных платформах, эта когнитивная особенность может быть использована для влияния на общественное мнение или потребительское поведение. Наши выводы предполагают, что такие стратегии, как повторение ключевых сообщений в рекламе или политических кампаниях, могут быть более эффективными и манипулятивными, чем считалось ранее».