В Санкт-Петербурге суд отправил в СИЗО реставратора и бизнесмена Николая Конашенка, мужа теперь уже бывшего директора арт-пространства «Новая Голландия» Роксаны Шатуновской. СКР обвиняет его в публичном оправдании терроризма. Поводом стали его комментарии в соцсетях о теракте в подмосковном «Крокус Сити Холле». Вскоре вызвавшие общественный резонанс посты были удалены, а Николая Конашенка задержали при попытке улететь из Санкт-Петербурга. Тем временем госпожа Шатуновская объявила о своем увольнении.
В среду, 27 марта, Дзержинский районный суд Петербурга по ходатайству СКР заключил под стражу 41-летнего Николая Конашенка, обвиняемого в публичном оправдании терроризма (ч. 2. ст. 205.2 УК РФ). В понедельник вечером бизнесмен был задержан в Пулково сотрудниками управления по противодействию экстремизму петербургского полицейского главка (центр «Э»). В пресс-службе регионального ГУ МВД сообщили, что Николай Конашенок собирался покинуть Россию. На следующий день Смольнинский райсуд арестовал его на 14 суток за мелкое хулиганство (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ). Как сообщила глава пресс-службы петербургских судов Дарья Лебедева, Николай Конашенок был доставлен в ОВД в 21:50 25 марта. Незадолго до этого, по ее словам, на улице Мытнинской он «кричал, размахивал руками, выражался грубой, нецензурной бранью», чем напугал прохожих.
Николай Конашенок, в прошлом журналист, в 2014 году занялся бизнесом, создал ателье «Зубровка», где восстанавливал мебель, найденную на свалках и блошиных рынках, помимо этого, у него есть небольшая доля в баре «76». Его брат, Василий Конашенок, ранее возглавлял в Петербурге кооператив LavkaLavka, который занимался поставкой органических продуктов. Николай Конашенок женат на теперь уже бывшем гендиректоре «Новой Голландии» и менеджере культурных институций, включая музей современного искусства «Гараж», Роксане Шатуновской.
На допросе предприниматель признался, что разместил в соцсети Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ.— “Ъ”) два поста, которые стали впоследствии поводом для возбуждения уголовного дела.
Это были комментарии к теракту в подмосковном Красногорске, в результате которого, по последним данным, погибло более 140 человек, 360 — пострадали. Позже обе записи были удалены, однако их успели растиражировать в соцсетях и Telegram-каналах. Сам Николай Конашенок просил администратора одного из каналов процитированные посты удалить.
Тем временем в антиэкстремистском подразделении петербургской полиции посты заметили, проанализировали, посчитали, что они содержат признаки оправдания террористического акта, и передали материалы в СКР. Уже в отделе полиции Николай Конашенок попросил прощения за свои слова, подчеркнув, что они «были восприняты общественностью как поддержание терроризма». «Я разместил в Facebook (принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в РФ Meta) два поста, в первом — задавал вопрос, что было бы, если бы теракт произошел не в «Крокус Сити», а в Кремле. Во втором — рассуждал о том, почему это несчастье произошло именно на концерте группы «Пикник», а не какого-то другого музыкального коллектива. Я приношу всем свои глубочайшие извинения. Я не поддерживаю терроризм»,— заявил он на камеру.
В Дзержинском районном суде перед началом слушания обвиняемый публично повторил сказанное. «Я искренне об этом сожалею»,— сказал он.
Процесс по избранию меры пресечения проходил в закрытом режиме, в результате, как сообщила объединенная пресс-служба судов, Николай Конашенок был арестован до 25 мая. Вину он не признает. Адвокат предпринимателя ситуацию не комментирует.