Несколько дней в столице Судана городе Хартуме и его окрестностях ведутся ожесточенные бои с применением бронетехники и авиации между подразделениями суданской армии, верными главе Суверенного совета, главнокомандующему ВС генералу Абделю Фаттаху Абдуррахману аль-Бурхану (практически главе государства), и Силами оперативной поддержки (СОП), которыми командует заместитель руководителя Суверенного совета генерал Мохамед Хамдан Дагло.
Фактически сейчас наблюдается попытка госпереворота, которая может привести к очередной гражданской войне в этой африканской стране. При этом нужно отметить, что подобные проявления нетерпимости и борьбы за власть рождаются не на пустом месте.
До разрыва дипломатических отношений между Хартумом и Тегераном в 2016 году Судан долгие годы дружил с Ираном, закупая оружие и поддерживая торговлю. Но в 2015 году Эр-Рияд заплатил миллиарды долларов Хартуму и тот направил большой контингент своих военных воевать в Йемен против хуситов на стороне саудитов и ОАЭ. После этого отношение суданцев с иранцами, союзниками хуситов, испортились, и власти Судана стали дружить с Саудовской Аравией и другими монархиями Персидского залива. В апреле 2019 года суданские военные совершили госпереворот, они назвали себя «революционерами», арестовали президента страны Омара аль-Башира, правившего страной больше четверти века, и забрали власть себе, создав Переходный суверенный совет Судана – орган власти, исполнявший функции главы государства.
Что касается СОП, то это не спецназ, как многие думают, а параллельное регулярной армии очень большое военное формирование, до 100 тыс. «штыков». Основная их масса – ополченцы из арабских племен, которые долгое время воевали на стороне правительства Судана в регионе Дарфур на западе страны против местных сепаратистов. Затем СОП послали в Йемен. Теперь это полноценная армия, часть государственного военного механизма, которая просто называется иначе. Этим СОП и отличается от регулярной правительственной армии.
Изначально создание СОП задумывалось для поддержки операций суданской регулярной армии в борьбе с различными повстанческими группировками – отсюда и название. Но очень быстро СОП сами превратились в могущественную организацию, которая постепенно серьезно увеличила свое влияние во всех силовых структурах. На пике войны в Йемене против хуситов воевали 40 тыс. суданцев. В конце 2019 – начале 2020 года Судан вывел из Йемена свой контингент, бойцы которого за это время получили дополнительный боевой опыт и вооружение от союзников. При этом уступать друг другу в борьбе за власть бывшие «революционеры» не спешат.