Она всегда опережает моду
100-летие Зои Богуславской — невероятная дата сама по себе и юбилей совершенно уникальной женщины. Она блестящий писатель, причем она всегда занималась тем, что потом становилось модным.
Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а она блестяще все это делала, когда и слов таких не было.
Созданные ею премия «Триумф» и поэтическая премия «Парабола» (памяти Вознесенского), разного рода акции доказывают, что Зоя Богуславская — человек, разбирающийся в творчестве, и прекрасный организатор.
И, несомненно, уникальная история в том, что она почти полвека находилась рядом с Андреем начиная со времен его влюбленности, была и женой, и музой — действительно, мы знаем и замечательные стихи, и поэму «Оза» (фонетическая анаграмма от «Зоя». — И.В.), посвященную ей. Фактически, оставаясь выдающейся личностью, она и ему посвятила жизнь. Особенно отчетливо это видно в последние годы, когда Андрей тяжело болел.
Так получилось, что я выступал с Андреем на Парижском книжном салоне и на знаменитой Франкфуртской книжной ярмарке: он почти не мог говорить, пребывал в инвалидном кресле — но это был Вознесенский! Зоя его сопровождала и до последних дней делала так, чтобы он не оказался в изоляции, мог писать стихи и находиться внутри поэтического мира.
Когда Андрея не стало, Зоя не просто сохранила память о нем, но сделала так, чтобы он существовал в живом литературном процессе. Фонд Вознесенского, Центр Вознесенского в Замоскворечье — это живые организмы, но только посвященные памяти одного человека.
В возрасте Зои Борисовны невозможно себе представить такую активность, а между тем совсем недавно запустили проект, в рамках которого артисты разных поколений читали стихи Андрея Вознесенского. Я написал предисловие к проекту, потом мы вместе с Зоей в центре Москвы его презентовали, и вы не представляете, как интересно и осмысленно она отвечала на вопросы публики — читатели ее буквально не отпускали.
Осознать то число, которое мы сегодня называем, невозможно — я пребываю в восхищении перед Зоей Богуславской.