Завершилась реставрация дачи Екатерины II в Ораниенбауме, которая длилась 20 лет
Китайский дворец ансамбля «Ораниенбаум» близ Петергофа откроется после 20-летней реставрации. На даче Екатерины II воссоздали 17 интерьеров здания, построенного в стиле рококо в 1762–1768 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди. Работы по восстановлению Китайского дворца, «визитной карточкой» которого является Стеклярусный кабинет, сравнимый по уникальности с Янтарной комнатой, начали еще после окончания Второй мировой войны. Финальный этап после перерыва начали в 2004 году – и вот сложная реставрация полностью окончена.
У одного из главных шедевров русского декораторского искусства XVIII века необычайная судьба. Территорию в 52 километрах от Петербурга Екатерина II выкупила и начала обустраивать еще до вступления на престол. Но стройка затянулась, так что увидеть всю красоту своего Китайского дворца с катательной горкой и изысканным парком она смогла уже в статусе царицы. Местечко уже тогда именовалось «Ораниенбаумъ», что в переводе с немецкого языка — апельсиновое дерево. Из-за того, что первый владелец земли князь Александр Меньшиков выращивал тут апельсины. Выкупив часть его имения, будущая царица решила устроить тут резиденцию в модном тогда китайском стиле. Она сама отслеживала все этапы работ и даже контролировала закупки предметов прикладного искусства. Интерьеры стали отражением «галантного века» – эпохи стремления к беззаботности. А Стеклярусная комната (позднее она стала называться «кабинет») с причудливыми композициями сказочных птиц среди фантастического пейзажа – его самой изысканной частью.
После императрицы им владели разные князья и высокие особы. В 1917 дворец был национализирован. С 1922 году он работал как музей. Великая Отечественная чудом не разрушила здание. Первые реставрационные работы, в которых к середине ХХ века нуждался ансамбль, проходили в 1947-1949 гг. В начале 1960-х годов реставрировали Большой зал и Зал Муз. После перерыва специалисты возвращались к Китайскому дворцу еще в 1980-х. Следующая реставрация началась в 2004 году: первые несколько лет ушли на внешний облик дворца, затем взялись за внутренние интерьеры – самую сложную часть реставрации.
«Реставрация уникального объекта проходила на протяжении 20 лет, и теперь к 295-летию со дня рождения Екатерины II завершаем последние работы — открываются четыре зала: Китайская опочивальня, Туалетная и Портретная комнаты, а также Кабинет императрицы, — рассказала министр культуры Ольга Любимова. – Созданная с исключительным мастерством роскошная внутренняя отделка не имеет аналогов в мире. Подлинность убранства Китайского дворца, сохраненного в годы Великой Отечественной войны, делают его выдающимся памятником мирового значения».