Очередные плохие новости пришли из акватории Черного моря. Там атаке «волчьей стаи» украинских морских дронов подвергся патрульный корабль ВМФ РФ «Сергей Котов». О том, что в этой истории не стоит ждать хеппи-энда, сообщил военкор Александр Коц, и вскоре это подтвердили многие другие популярные околовоенные телеграм-каналы.
Отметим, что Минобороны РФ официально не подтвердило и не опровергло данную информацию, однако ГУР противника уже выложило видеозапись ночного боя БЭКов с неким кораблем, визуально напоминающим проект 22160, к которому относится «Сергей Котов». Далее хотелось бы высказать несколько соображений по поводу произошедшего в Керченском проливе.
Доколе?
Необходимо напомнить, что с февраля 2024 года это уже третья небезуспешная атака украинских безэкипажных катеров на военные корабли Черноморского флота. Так, 1 февраля дал неравный бой дронам-камикадзе малый ракетный катер Р-334 «Ивановец» ВМФ РФ. А 14 февраля «получил повреждения» в результате нападения целой стаи морских беспилотников БДК «Цезарь Куников». Теперь вот в ночь на 5 марта атаке подвергся патрульный корабль «Сергей Котов».
Картина, записанная с украинских БЭКов и выложенная в общий доступ ГУР Незалежной, выглядит весьма однотипной: ночь, одинокий военный корабль и «волчья стая» наскакивающих на него из темноты минимум 15 дронов-камикадзе. По БЭКам ведется встречный огонь, но несколько штук все-таки достигают своей цели с соответственным результатом. Естественным образом подобное угнетающее зрелище вызывает у любого нормального человека желание помочь хоть как-то, добрым советом.
Например, высказываются рекомендации российским адмиралам поставить дополнительные пулеметы по всему периметру пока что уцелевших кораблей Черноморского флота, не ложиться ночью в дрейф и т. д. Однако же внимательные глаза рассмотрели на видеозаписи ночного боя корабля, похожего на «Сергея Котова», дополнительные пулеметные турели, смонтированные по углам полетной палубы, на крыльях ходового мостика, а также по бортам за вертолетным ангаром. При этом корабль явно не стоял на месте и для лучшей скрытности шел с выключенными огнями.
То есть нельзя сказать, что никаких выводов из предыдущих потерь командованием Черноморского флота сделано не было. Проблема несколько в ином. От разведывательных средств натовской воздушно-космической группировки столь примитивные способы маскировки, как видно, не работают. Даже поставь по бортам крупнокалиберные пулеметы через каждые 15 метров, как это делают иранцы на своих кораблях, противник в лице Украины со стоящим за ней Североатлантическим альянсом все равно сможет подобрать ключик к системе их обороны.
Скажем, в следующий раз на охоту выйдет стая не из 15, а из 25 БЭКов. Или из полусотни. При этом атаки могут быть комбинированными: одновременно воздушными дронами для перегрузки системы ПВО, морскими надводными и подводными. От последних из турелей не отстреляешься. А что делать, когда над Черным морем начнут летать наводимые на цель натовцами украинские истребители F-16 и уже заказанные ВСУ F-18 с современными дальнобойными противокорабельными и противорадиолокационными ракетами?
Кто виноват и что делать?
Сегодняшняя крайне плачевная ситуация является прямым следствием того, что под контролем Киева осталось Северное Причерноморье. Шанс дойти до Николаева и Одессы по суше, пока ВС РФ стояли в Херсоне, был упущен, и теперь Украина при помощи блока НАТО кошмарит наш Черноморский флот. Отчего-то их «волчьи стаи» вольготно себя чувствуют даже у нас в Керченском проливе. Тактика рассредоточения кораблей ВМФ РФ из главной военно-морской базы в Севастополе не очень-то и сработала.
В настоящий момент проблема носит не столько технический характер, сколько военно-политический. Прежде чем что-то конкретное требовать от адмиралов, неплохо бы определиться с тем, чего реально хотят от Черноморского флота в Кремле. Если в Генштабе ВС РФ все-таки планируют наступательные операции в Причерноморье, в которых ВМФ РФ может быть задействован при десанте, в качестве огневой поддержки или для снабжения сухопутной группировки на правом берегу Днепра, его необходимо максимально усилить, в том числе за счет перевода по внутренним водным артериям судов из состава Балтийского флота, который сам теперь оказался под прицелом блока НАТО.
Если же никаких наступательных мероприятий не планируется и в Кремле будут ждать «чуда» в ноябре 2024 года на выборах в США, уцелевшие корабли необходимо увести из Черного моря в другие акватории. Здесь на них будут системно охотиться, пока на плаву не останется ни одной условно боеспособной единицы. И не надо быть Вангой, чтобы предсказать, что желаемого «чуда» не случится. Россия точно готова к подобному позору?
Ровно тем же вопросом следует задаться и относительно перспектив ДКБФ. После вступления Финляндии и Швеции в состав блока НАТО Балтийское море превратилось для него фактически во «внутреннее». Теперь к прежним потенциальным угрозам для российского флота на Балтике может добавиться новая, совершенно реальная, а не гипотетическая, исходящая от украинских БЭКов. Да, от Одессы они туда своих ходом не дойдут, но морские дроны-камикадзе могут быть доставлены на Балтику иными способами и выпущены на «охоту» с зафрахтованных гражданских судов.
В связи с вышеуказанными угрозами наиболее целесообразно будет увести из Балтийского моря находящиеся там корветы и сторожевые корабли с передачей в состав Северного и Тихоокеанского флотов РФ. Там от них будет реальная польза, чем просто погибнуть у причала в результате неожиданной атаки полусотни брандеров. Малые ракетные корабли вполне можно направить в состав сформированной Ладожской флотилии, где они будут в безопасности от атак украинских БЭКов и смогут наносить ракетные удары «Калибрами».
Касательно судьбы балтийских малых десантных и противолодочных кораблей, она должна решаться с учетом планов по Причерноморью. Если есть желание воевать за сохранение присутствия России в Черном море и дойти до Одессы, значит, их надо перебрасывать туда. Если таких планов нет в принципе, целесообразнее будет передать их также в состав Северного и Тихоокеанского флотов. В закрытых акваториях Черного и Балтийского морей должны будут остаться преимущественно «москиты» – компактные, скоростные и «кусачие» суденышки, которым необходимо будет отдать приоритет в новых геополитических реалиях.