Питеру Динклейджу исполнилось 55 лет.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Диагноз Питера Динклейджа называется ахондроплазия. Эта болезнь, при которой голова и туловище сравнительно нормального размера, а конечности маленькие, встречается редко — один случай на десять тысяч новорожденных. И Питеру выпал этот билет: его рост во взрослом возрасте — всего 135 сантиметров. Еще несколько десятилетий назад актер с таким заболеванием был бы обречен всю жизнь играть сказочных персонажей — гномов и домовых. Но сейчас Динклейдж играет то дядю Ваню, то Ракитина в «Месяце в деревне», то Сирано де Бержерака, то героев романтических комедий, то персонажей марвеловских комиксов, и рост ему ничуть не мешает.
Ну, а сыгранный Питером в «Игре престолов» Тирион Ланнистер принес четыре премии «Эмми» и «Золотой глобус» и сделал кумиром всех людей. Динклейдж говорил в одном из многочисленных интервью: «Всю жизнь люди на меня пялились. Их взгляд случайно падал на меня, а потом они начинали меня рассматривать. Но теперь они меня рассматривают не из-за моего роста, а из-за той работы, которую я проделал перед камерой. И в этом есть позитив!»
Сыгранный Питером в «Игре престолов» Тирион Ланнистер принес четыре премии «Эмми» и «Золотой глобус»
Фото: Кадр видео.
* * *
Питер родился 11 июня 1969 года в штате Нью-Джерси. Он единственный член семьи с ахондроплазией: его мать (учительница музыки), отец (страховой агент) и брат были нормального роста. Родители организовали мальчику домашнее обучение, и все равно, болезнь принесла ему в детстве и юности немало страданий. Он говорил, что отношение к ней людей заставляло его злиться и терзаться. «А потом я понял, что мне нужно задействовать чувство юмора: в конце концов, все это не моя проблема, а тех, кто показывал на меня пальцем».
Еще в детстве Питер с братом разыгрывали кукольные представления. Мальчик хотел быть актером, участвовал в школьных спектаклях, и в результате поступил в Беннингтон-колледж, где несколько лет изучал драму. А потом столкнулся с тем, о чем написано выше: как в театре, так и в кино для людей маленького роста в ассортименте были главным образом роли лепреконов. «Таким, как я, предлагали еще комедии и фильмы типа «Властелина колец», персонажи были плоскими, в них даже не было червоточины…»
Диагноз Питера Динклейджа называется ахондроплазия.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Первая кинороль Динклейджа, сыгранная им в 26 лет, была как раз об этом: в фильме «Жизнь в забытье» он изображал актера, который страдает от предлагаемых ему однотипных ролей. Это был 1995 год, и до настоящего прорыва оставалось восемь лет; прорывом этим стал фильм «Станционный смотритель», Малобюджетная трагикомедия о маленьком (в том числе в буквальном смысле) человеке, который переехал на заброшенную железнодорожную станцию в поисках уединения, а нашел дружбу, принесла Динклейджу номинацию на премию Гильдии киноактеров США.
Ему все-таки довелось сняться и в комедиях («Эльф»), и в фэнтези («Хроники Нарнии: принц Каспиан») — по сути, именно в таких ролях, от которых он пыьался уйти. А настоящая слава пришла только в 2010-е, когда его пригласили в «Игру престолов». Динклейдж был самым первым актером, с которым начали вести переговоры продюсеры Дэвид Бениофф и Д.Б. Вайсс. И потом они признавались, что если бы Питер отказался от роли Тириона, они оказались бы в крайне затруднительном положении.
Актер отнесся к предложению с подозрением (романов Джорджа Мартина он не читал, а слова «роль в фэнтези» его напрягали)… Так или иначе, он согласился посреди встречи. И, когда «Игра престолов» вышла, ее невозможно было представить без Тириона. «В сердце у этого персонажа живет гуманность, человеколюбие, только все это прикрыто толстой коркой иронии» — описывал персонажа Вайсс. А Динклейдж добавлял: «Тирион — не герой и не злодей, и даже в худшие времена его не покидает чувство юмора. Современный человек вполне может соотнести себя с ним. А кто соотнесет себя с Недом Старком? Что, Неда Старка можно представить за своим обеденным столом? А Тириона можно. Но на самом деле, думаю, Дэн Вайсс просто хотел сказать, что и я, и Тирион очень любим выпить, — и облек это в литературную форму!»
Каждый год Динклейдж тратил на съемки в «Игре престолов» по три месяца. А остальное время посвящал другим проектам. Многие придумывала его жена, театральный режиссер Эрика Шмидт: именно она поставила в расчете на мужа чеховского «Дядю Ваню» и переделала под него «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана (в новой, музыкальной версии пьесы герой страдал не оттого, что у него огромный нос, а из-за того, что он карлик; постановку с Динклейджем быстро перенес на экран Джо Райт, автор «Искупления» и «Анны Карениной»).
У Питера и Эрики двое детей, девочка, родившаяся в 2011-м, и мальчик, родившийся в 2017-м. Свою личную жизнь актер и его жена с невероятным тщанием оберегают от вмешательства журналистов. Даже пол второго ребенка долго оставался под вопросом — Динклейдж просто отказывался рассказывать, кто у него родился! И имена детей тоже никому не известны. По поводу дочери пронесся слух (даже попавший в «Википедию»), что ее зовут Зелиг, как персонажа фильма Вуди Аллена. Динклейдж объявил: «Это неправда, но вообще, мне плевать, пусть пишут, что хотят!» И настоящего имени не раскрыл.
А еще известно, что Питер в 16 лет стал вегетарианцем, а в 45 — веганом. Что он очень любит животных и сотрудничает с зоозащитниками: например, записал обращение с призывом брать домашних животных из приютов, а не покупать щенков хаски, потому что они якобы похожи на лютоволков. И еще он рад тому обстоятельству, что слава и деньги пришли к нему сравнительно поздно: «Если бы у меня был солидный банковский счет в 20 лет, я бы такого натворил, столько вреда бы нанес себе и другим…» Но все получилось, как надо. И, хочется думать, в случае с Динклейджем еще долго будет получаться, как надо.