Исследователи проанализировали 12 000 англоязычных песен, которые оказывались популярными в период с 1970 по 2020 год, и обнаружили, что тексты станоли проще — и речь не только о грамматических конструкциях. Эти и другие изменения они описали в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.
Образцы для анализа были равномерно выбраны по годам в рамках заданного диапазона, а также по жанрам: поп-музыка, рок, рэп, R&B и кантри. Причем 12 000 композиций для подробного анализа были выбраны из общего корпуса в 353 320 песен.
«Мы исследуем динамику англоязычной лирики западной популярной музыки на протяжении пяти десятилетий, используя широкий набор критериев для оценки параметров текстов, включая лирическую сложность, структуру, эмоции и популярность. Оказалось, что тексты со временем стали проще и легче для понимания», — пишут авторы статьи — представители научных организаций Австрии и Германии.
Причем речь не только о лексике, которую используют поэты: в этой части изменения коснулись разнообразия используемых слов и читаемости текста. Но также упростилась структура текстов, стали чаще повторяться одни и те же слова и фрагменты, в первую очередь — у рок-исполнителей и рэперов. Это сделало их легче для восприятия. При этом для R&B наблюдается противоположная тенденция, а кантри и поп-музыка остаются примерно на прежнем уровне.
«Кроме того, мы подтверждаем результаты предыдущих исследований, показавшие, что за последние пять десятилетий эмоции, описываемые в песнях, стали более негативными, а тексты стали более личными», — отмечают исследователи.
При этом накал страстей в песнях изменился в большей части для рэпа и R&B. Причем для второго содержание текстов со временем становится более негативным, о чем можно судить по возросшей частоте слов, связанных с гневом, и по тому, что положительные эмоций упоминаются реже. Для рэпа наблюдается возросшая частота употребления слов, связанных как с негативными, так и с положительными эмоциями.
Кроме того, прочитать текст песни, а не только прослушать его, побуждают более старые композиции рокеров. Но при этом для кантри наблюдается обратная тенденция: желание увидеть текст появляется в отношении новых песен. Также слушатели часто интересуются текстом рэп-композиций.
«Это говорит о том, что для рэпа, рока и кантри тексты песен играют более выраженную роль, чем для других жанров, и что интерес слушателей к текстам выходит за рамки самого музыкального потребления», — считают ученые.
Они также отмечают, что результаты их работы имеют значение не только для слушателей и исполнителей песен или музыкальных сервисов. Ученые призывают к проведению более масштабных исследований.
«Мы считаем, что роль текстов песен недостаточно изучена и что наши результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения и мониторинга культурных явлений и изменений в обществе. Например, мы могли бы объединить и сравнить исследования об изменении настроений в обществе и сдвигах в использовании эмоционально окрашенных слов и настроений, выраженных в текстах песен, которые оказались популярны для разной аудитории (которую можно разделить по возрасту, полу, стране /региону, уровню образования, экономическому положению и так далее)», — добавляют авторы статьи.