Многие финансовые учреждения предлагают оформить пластиковые карты для детей. Когда это стоит делать и как правильно давать детям деньги, объяснила специалист по финансам Инна Филатова.
Журналист Антонина Лопаева: Инна, с какого возраста рекомендуется начинать давать ребенку деньги?
Инна Филатова: Единодушного мнения относительно того, с какого возраста стоит начинать распределять личные финансы детям, нет как среди родителей, так и среди специалистов. Даже утвержденное ранее поведение со временем может измениться.
Тем не менее у нас имеется законодательное определение момента, с которого дети могут получать деньги. Гражданский кодекс разрешает детям, достигшим шести лет, заключать незначительные сделки, а с 14 лет подростки могут свободно распоряжаться своим доходом, стипендией и другими средствами без согласия родителей.
— Когда следует предложить детям начать копить деньги?
— Обычно дети получают копилку еще в дошкольном возрасте, однако иногда они забывают цель, ради которой копят. В результате начинают активно накапливать деньги уже в школьном или подростковом возрасте.
В нашей семье мы изначально решили начать давать деньги ребенку в шесть лет. У нас была даже оформлена банковская карта. Ребенок тратил деньги и копил их. Однако его интерес к сбережениям угас, так как он еще не понимал, на что ему нужны личные средства. Также он еще не посещал школу и не имел своих потребностей для расходов. Мы решили отложить это на более подходящий момент. В начальной школе ему потребовались карманные деньги, и мы вернулись к данной теме.
Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще не готов иметь свои деньги, нет смысла настаивать.
— С точки зрения финансового специалиста, зачем вообще детям личные деньги?
— Финансовая грамотность не приходит сама по себе. Родители могут научить детей управлять средствами так же, как держать вилку или завязывать шнурки. Следует с самого начала объяснить ребенку, зачем вообще нужны эти «выплаты» и договориться о целях, которые они будут закрывать.
Вне зависимости от возраста важно обучать детей правильному расходованию средств, а не просто указывать: «Это твои деньги, научись управлять ими» или «покупай что-то себе, но не забудь отложить на будущее». Полезно помогать детям разделять траты по категориям, устанавливать лимиты на ежедневные расходы, ставить финансовые цели, учить накапливать и объяснять, зачем все это необходимо.
Часто родители стремятся удовлетворить все потребности своих детей, обеспечивая их едой, одеждой, а также подарками, игрушками и гаджетами. Иногда они заменяют подарки на выдачу крупных сумм денег, что приводит к ситуации, в которой дети не понимают, как правильно обращаться с финансами, и просто безрассудно тратят их.
Лучше с самого начала обсудить, на что должны расходоваться личные средства ребенка, а что будет покупаться по желаниям и потребностям родителей. И, конечно, важно придерживаться установленных договоренностей.
— Личные деньги — это скорее способ порадовать ребенка или инструмент воспитания и обучения финансовой грамотности, освоению базовых навыков?
— Важная навык, который следует развить у ребенка — умение экономить. Этот навык можно освоить, составив детский бюджет из личных финансов.
Рекомендуется обсудить заранее с ребенком, на что он планирует потратить свои средства и почему это важно. Вот несколько простых идей, которые могут помочь в этом процессе. Можно составить список желаемых покупок и, при необходимости, визуализировать его. Еще один вариант — открыть накопительный счет на банковской карте для крупных покупок. И, конечно, полезно использовать обычную копилку для наличных.
Используйте все современные финансовые инструменты, доступные детям и подросткам: банковские карты, депозиты, счета для накоплений, инвестиции. Принимайте участие в конкурсах, которые могут принести денежные призы или помочь в развитии.
Не забывайте обсудить с ребенком способы предотвращения мошенничества при использовании финансовых инструментов. Это поможет избежать потери своих и родительских средств.
— Какую сумму и с какой мотивацией лучше давать детям? Может быть, позволить им оставить сдачу от покупки в магазине?
— Важно давать ребенку возможность научиться управлять наличными, рассчитывать необходимую сумму на покупку и сдачу, а также использовать безналичные формы, включая банковскую карту.
Исследование, проведенное известным сервисом объявлений в январе 2024 года, показало, что 41% родителей выделяют детям до тысячи рублей, 28% — до двух тысяч рублей, 13% — до пяти тысяч. И 12% родителей не устанавливают строго заданную сумму, ориентируясь на текущую ситуацию. Часто родители определяют сумму личных расходов, основываясь на среднем ежедневном бюджете своих детей.
— Следует ли увеличивать выдаваемую сумму?
— Важно следить за тем, чтобы сумма была разумной и увеличивалась по мере взросления ребенка, например, после дня рождения или в начале учебного года. Увеличение суммы также может быть обусловлено изменением цен или потребностей ребенка.
Не следует увеличивать сумму только потому, что ребенок потратил все деньги раньше срока. Важно найти «золотую середину» в выделении средств, удовлетворяющую и детей, и родителей, и приносящую положительные уроки при владении финансами.
— Следует ли давать одинаковую сумму каждую неделю или действовать «по ситуации»?
— Рекомендуется начинать выдавать детям средства на неделю с момента начала посещения начальной школы. С уменьшением промежутка выделения средств — сначала выдавать раз в две недели, а затем перейти на ежемесячные выплаты. Многие родители отмечают, что схема с выдачей раз в две недели демонстрирует хорошие результаты подобно схеме предоплаты и зарплаты для взрослых.
Если вы даете ребенку значительные суммы, но ваш семейный бюджет этого не позволяет, и впоследствии вы упрекаете его за неуместные траты — сократите выдачу до разумных пределов.
— Можно ли ограничивать ребенка в получении денег из-за его поступков или возражать против желаемых им расходов?
— Размер личных денег не должен зависеть от настроения, оценок, поведения и прочего, а также не должен отменяться в качестве наказания. Вы и ваши дети не являетесь первооткрывателями. Дети, которым нет необходимости экономить на основных потребностях, часто тратят свои личные средства примерно одинаково: на компьютерные игры, гаджеты, газировку, вредную еду, сладости и мелочи.
Для поощрения детей к более разумным финансовым привычкам некоторые родители используют вознаграждения, выдавая ребенку сумму, равную той, которую он израсходовал разумно. По этой системе дети внимательно записывают свои расходы и доходы.
Важно обсуждать с детьми необходимость каждой покупки и разъяснять, зачем она им нужна. Эффективно использовать «плюсы и минусы» при планировании, откладывать решение на несколько дней. Если покупка покажется не столь необходимой, может быть, стоит от нее отказаться
Материал на основе статьи издания «АиФ».