Классик русской прозы Борис Васильев, автор военных повестей «…А зори здесь тихи» и «В списках не значился», родился 21 мая 1924 года в Смоленске. С этого года начинается отсчет биографии сразу нескольких писателей-фронтовиков, а по сути – целого литературного поколения, судьбы которого опалила война.
Как Россия будет отмечать памятные даты – «МК» рассказала Анна Сучкова, один из организаторов Васильевских чтений в Солнечногорске Московской области — городе, где Борис Львович прожил без малого сорок лет, с 1974 по 2013-й.
— Анна, с какими именами связан наступающий год? О каких предстоящих событиях можно говорить уже сейчас?
— Помимо Васильева будет праздноваться столетие писателей-фронтовиков Владимира Богомолова, Юрия Бондарева и Василя Быкова. По инициативе Оргкомитета год будет провозглашен Годом лейтенантской прозы.
— Кто входит в Организационный комитет?
— Председатель там Сергей Шаргунов, помимо него, в комитет вошли Владимир Григорьев, Дмитрий Бак, Максим Замшев, Михаил Швыдкой и другие.
Всего по всей России пройдет около ста мероприятий, а также в Белоруссии – в библиотеках, университетах и концертных залах. Обязательно уделят внимание фронтовикам на предстоящем книжном фестивале «Красная площадь».
— На «Васильевские чтения» приедет приемный сын Васильева Петр?
— Я уже как-то говорила, что он публичность не любит, выступал у нас только один раз, когда зачитывал на круглом столе отрывки из неопубликованных материалов Бориса Львовича. Но всегда приезжает.
— Правильно ли я понимаю, что Петр располагает некими ненапечатанными текстами Бориса Васильева?
— Есть различные записи, в дневниковые в том числе – писатель вел подробный дневник, но это личная история больше. Зато есть произведение о Несторе Махно, которое Борис Васильев отдал одному из друзей – рукопись все же еще не увидела свет.
— Когда пройдут Чтения в Солнечногорске и чем будут отличаться от мероприятий прошлых лет?
— Заявки от авторов исследовательских работ мы будет принимать до 2 февраля, а итоговое мероприятие состоится 23 марта. Его темой мы с председателем Лидией Майоровой избрали следующую: «Необычайный Человек и Писатель Борис Васильев». А главным новшеством станет то, что в чтениях впервые примут участие китайские студенты, о чем недавно сообщило Посольство России в КНР.
— А как обычно выглядит география участников?
— Мы два года как вышли на всероссийский уровень: у нас участвуют коллеги из двадцати одного региона и из Белоруссии.
— Какое значение в судьбе Васильева сыграл Солнечногорск?
— Последние десятилетия Борис Львович с супругой Зорей Альбертовной провели там. Они жили в небольшом домике посреди леса, в очень уединенном месте. А родился он в Смоленске, где тоже, кстати, проводится фестиваль в честь Васильева. Также с именем писателя связан Воронеж, где он учился.
— Там тоже проходят некие Васильевские события?
— Нет, в Воронеже нет ничего. По крайней мере, мне не известно о крупных мероприятиях, но на фасаде местной школы номер 28 установлена памятная доска.
— Сохранился ли дом Васильева? Были ли вы там?
— Конечно, была. Мы были в гостях у Васильева и приезжали уже после его смерти. С домом все в порядке.
— В будущем эта локация может стать местом литературного паломничества, новой Ясной Поляной или Спасским-Лутовиновым? С точки зрения логистики туда можно будет построить удобные маршруты для туристов?
— Я думаю, не важно, где расположен дом – ценители творчества Васильева приедут (если там откроется музей. — И. В.).
— Анна, в марте «МК» писал о странной судьбе неоткрытого памятника Васильеву в Солнечногорске. В итоге территорию вокруг монумента привели к порядок? За памятником присматривают?
— Территория вокруг все еще не облагорожена. Памятник потрескался еще больше, особенно постамент. А в какой-то момент его законсервировали.
— Что значит «законсервировали» — замотали в стотч, спрятали в чехол?
— Сначала на голову надели мешок – местные шутили: «что это у нас тут за повешенный». Потом мешок сняли. Но все остается так, как было – посмотрите фотографии, разве это выглядит как место увековечивания памяти о великом писателе?