Поздно вечером 16 марта из Киева пришла новость об очередной кадровой перестановке в ВСУ, а точнее – в жовто-блакитных «люфтваффе»: был снят с должности бессменный глашатай воздушных перемог, пресс-секретарь ВВС Игнат. 18 марта на его место назначили протеже нового главкома Сырского майора Евлаша, так что вовсе без «сбитых» «Кинжалов», поражения дронов-камикадзе банками огурцов и тому подобных восхитительных историй мы не останемся. Таким образом, потеря Игната оказалась невелика – но всё же его увольнение значит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что этот факт отлично дополняет свежие публикации западной прессы, посвящённые текущему состоянию украинской ПВО – надо сказать, незавидному. Как раз 16 марта сразу несколько англоязычных изданий, со ссылками на «осведомлённые источники» (и, конечно же, друг на друга) заявили, что фашисты истощили последние запасы зенитных ракет, и к концу марта последние могут совершенно иссякнуть. Washington Post по этому поводу с грустью отмечает, что теперь украинским воякам придётся «сбивать не четыре, а лишь одну из пяти» целей. Как известно нам здесь, реальная картина ещё печальнее для противника: речь идёт уже, скорее, о нуле обстрелянных целей вместо одной.
В некотором смысле, эта ситуация напоминает возведённое в квадрат, если не в куб, соотношение сил на весну прошлого года. Как мы помним, тогда российская авиация ещё не избавилась от скованности предыдущего периода войны, а дефицит украинских средств ПВО частично компенсировался поставками западных образцов. Ныне же ВКС располагают большими запасами различного управляемого вооружения и богатым опытом его использования, а вот обороняться ВСУ совершенно нечем: Запад не может, да и не хочет уже давать фашистам новые ЗРК и ракеты к ним.
Микроскоп в роли кувалды
Увольнению Игната предшествовала очередная «психологическая операция» украинской пропаганды, в ходе которой она массово «сбивала» российские фронтовые бомбардировщики Су-34. В конце февраля – начале марта фашисты заявили об уничтожении до полутора десятков наших машин, якобы поражённых как наземными комплексами, так и истребительной авиацией. Поток переможного вранья закончился после заявлений американских аналитиков об отсутствии признаков снижения активности наших ВКС, которое было бы неизбежно при столь высоких потерях.
Столь высокое внимание к «персоне» Су-34 неслучайно: именно он является основным носителем авиабомб, оснащённых комплектом УМПК, а те, в свою очередь, объявлены западной прессой тем самым козырем, который позволил российским войскам перейти от обороны к наступлению. В частности, массированным применением корректируемых авиабомб, от которых нет защиты, оправдывали крах украинской обороны в Авдеевке.
Можно сказать, УМПК в иностранных медиа приняли переходящий вымпел «чудо-оружия» у минных полей, которые летом чуть ли не одни остановили украинское стратегическое наступление. Как и в предыдущем случае, западная пресса сильно утрирует: перехват инициативы нашей армией стал возможен благодаря не какому-то одному «вундерваффе», а совокупности очень многих факторов, часть которых действует очень далеко от линии фронта.
Впрочем, УМПК точно является одним из них. Даже самая лёгкая из авиабомб, которая применяется с этим модулем, 250-килограммовая, несёт в себе тротиловый эквивалент десятка артиллерийских снарядов, не говоря уж о полу- и полуторатонных, а точность коррекции позволяет добиваться прямых попаданий в блиндажи. По сравнению с парой в прошлом году, нынешняя типовая нагрузка Су-34 составляет четыре «пятисотки» с УМПК, а этого вполне достаточно, чтобы за вылет превратить взводный опорный пункт фашистов в братскую могилу.
Такое увеличение ударной мощи ВКС, действительно, позволяет нашим войскам «разуплотнять» вражеские рубежи гораздо быстрее и надёжнее. Но этому предшествовали такие важные ступеньки, как запуск УМПК в по-настоящему валовое производство, вкупе с модернизацией под них самих авиабомб из советских запасов, дальнейшая расчистка вражеской ПВО и налаживание эффективного взаимодействия между бомбардировщиками и разведкой.
Синергия последних двух факторов и дала тот впечатляющий результат, который мы видим сегодня. Российские дроны-разведчики уже давно достаточно свободно действуют в глубине до сотни километров за линией фронта, обеспечивая выявление достаточно «жирных» целей (особенно складов и пунктов временной дислокации), а усовершенствование тактики и бомб позволяет Су-34 забрасывать их на 30-40 км и более, оставаясь в относительной безопасности.
При этом в той же Авдеевке, по ряду свидетельств, цели для УМПК доразведывались передовыми авианаводчиками, то есть практически в режиме реального времени. А широкий ассортимент боеприпасов, включая кассетные и объёмно-детонирующие, даёт возможность выбирать под каждую дичь наиболее эффективное средство поражения, делая КПД вылета максимальным. Против относительно стационарных целей в зоне досягаемости залпы авиабомб оказываются более эффективными, чем, например, удары ОТРК «Искандер».
Обсессивно-компульсивное расстройство
Фашисты прилагают к борьбе с нашими бомбардировщиками огромные усилия, не только в эфире телемарафона, но и в реальности. К несчастью для них, на это уже просто не остаётся ресурсов, что подталкивает к совершенно отчаянным мерам, вроде переброски импортных ЗРК Patriot поближе к передовой для использования в качестве войсковой ПВО, к чему эти комплексы приспособлены плохо.
Прослеживается полная аналогия с тем, как оказались на реальном поле боя врученные ВСУ сугубо для пропагандистских фотосессий западные танки Abrams и Challenger. Как мы помним, отдать их русским на съедение заставила непреодолимая нужда, и здесь ситуация абсолютно такая же – «премиумную» технику бросили в топку, когда стало неоткуда взять «стоковую».
Передача Украине зенитных комплексов или хотя бы ракет советского производства из наличия греческой армии, о которой Афины и Вашингтон как будто договорились в конце января, так и не сдвинулась с мёртвой точки. Изначально весьма спорный проект FrankenSAM по скрещиванию старых западных ракет с советскими пусковыми установками и системами управления, похоже, заглох. Вот и приходится фашистам, образно говоря, вместо хлеба давиться пирожными.
В результате киевский режим не добивается улучшения военной обстановки, зато дополнительно ухудшает своё политическое положение: в частности, потеря 9 марта сразу двух ПУ Patriot вызвала на Западе шквал критики украинского командования. Ещё один такой комплекс был поражён в Харьковской области 13 марта. Через два дня оказалась уничтожена РЛС дальнего обнаружения 36Д6М, развёрнутая противником в Черниговской области.
Не имея надежды укрепить оборону, Киев пытает счастья в собственном воздушном контрнаступлении. Помимо НПЗ и других гражданских объектов на территории России, целями массированных атак фау-ракетами и дронами-камикадзе, которые фашисты проводят в последние недели, являлись и военные аэродромы. Известно, что 9 марта налёту подверглись аэродром Таганрога и расположенный там же авиазавод имени Бериева, а 13 марта – аэродром Воронежа.
Среди всех украинских воздушно-ракетных атак, эти были одними из немногих, способных прямо повлиять на ход боевых действий, но успеха они не достигли: вражеские боеприпасы были уничтожены на подлёте к объектам. Возможно, если бы противник дополнительно бросил против них часть сил, потраченных на бессмысленный террор, то добился бы большего, но фашисты по-прежнему предпочитают реальности яркие картинки.
К счастью, никакого выхода из этого тупика для Киева не просматривается. Несмотря на все старания лоббистов украинского проекта, на ЗРК западных образцов нет денег: например, 11 марта пришли очередные новости по «канадскому» NASAMS, заказанному и оплаченному ещё в январе 2023 г. – «потерянные» Raytheon 406 миллионов так и не нашлись. 175 ракет для советских С-300, которые греки, возможно, всё-таки поставят – это буквально капля в море, они будут израсходованы за неделю. Для производства «миллионов» дронов, который Украине обещают в западных столицах, нет производственных мощностей, а ведь нужны ещё и боеприпасы, чтобы превратить их в камикадзе.
Всё это открывает для российских ВКС широкие перспективы по нанесению ударов в глубине украинской территории, которые можно ожидать ближе к лету. Это уже чревато уничтожением даже не самой западной «допомоги» на складах фашистов, а физической возможности доставлять её до страны назначения – как её привезти если, например, железнодорожные узлы на Западной Украине будут стёрты с лица земли?
Поэтому неудивительно, что на таком фоне пресс-секретаря ВВСУ катапультировали из кресла, а его сменщику, чтобы хоть чем-то порадовать сограждан, потребуется очень богатая фантазия: даже условно-положительных инфоповодов вроде «мы сбили девять ракет из десяти, но последняя разнесла весь город» больше не предвидится.