Шведские ученые вместе с австралийскими коллегами провели два исследования и выяснили, что откладывание будильника не влияет на когнитивные функции, настроение и чувство сонливости после пробуждения. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Sleep Research, особенно ярко эти эффекты наблюдались у людей с поздним хронотипом — «сов».
Опрос почти 20 тысяч пользователей фитнес-трекеров в 2017 году показал, что 50 процентов респондентов нажимают кнопку откладывания будильника по крайней мере один раз каждое утро. Более поздние исследования показывали примерно такие же результаты, однако до сих пор плохо изучено, влияет ли такое поведение на когнитивные, физиологические и эмоциональные показатели людей. Развитие различных нарушений в этих областях предполагается как минимум из-за того, что такое откладывание сокращает продолжительность сна по сравнению с установкой будильника на более позднее время с немедленным пробуждением.
Хотя известно, что фрагментация ночного сна с помощью звуковых сигналов негативно сказывается на когнитивных функциях и настроении, остается неясным насколько краткая фрагментация сна перед пробуждением может иметь аналогичные последствия. Потенциально первый сигнал будильника прерывает фазу медленного или быстрого сна, а отложенные сигналы позволяют достичь более поверхностных стадий сна, что могло бы облегчить пробуждение и уменьшить инерцию сна — переходного периода от сна к бодрствованию, характеризующегося снижением работоспособности и сонливостью. Однако пока подтверждений таким гипотезам ученые не находили.
Шведские и австралийские ученые под руководством Тины Санделин (Tina Sundelin) из Стокгольмского университета провели два исследования, чтобы лучше понять эффект отложенного подъема на функции организма. В первом исследовании они попросили студентов и работников университета заполнить анкету о привычках сна и пробуждения. В общей сложности на опрос ответили 1732 человека, средний возраст респондентов составил 34 года. В общей сложности 1195 респондентов (69 процентов) сообщили, что хотя бы иногда используют функцию отложенных будильников или устанавливают несколько будильников. В основном это происходит в рабочие дни (71 процент), а 60 процентов сообщают, что засыпают между будильниками. У таких людей дополнительный утренний сон в среднем длился 22 минуты, а средний интервал между будильниками составлял восемь минут. Хотя респонденты не сообщали о плохом качестве сна, те, кто дремал по утрам, в три раза чаще чувствовали сильную сонливость после пробуждения (p < 0,001).
Во втором исследовании — эксперименте — приняло участие 30 человек, которые обычно дремлют по утрам. Они спали в лаборатории с надетыми датчиками аппарата полисомнографии в течение трех ночей. В течение первой ночи происходил процесс адаптации, после второй ночи они просыпались в стандартном для себя режиме — с несколькими будильниками, — а в третью, сразу же вставали в крайне допустимое время окончательного пробуждения при стандартном режиме. Сразу же после окончательного пробуждения (в среднем — в 7:12) включался потолочный светильник и участники сдавали образец слюны на кортизол и проходили когнитивное тестирование. Они также оценивали свою сонливость и работоспособность после каждого когнитивного теста и свое настроение. Процедуру повторяли через 40 минут, после чего они завтракали и покидали лабораторию. Затем когнитивные тесты и оценки сонливости и настроения повторялись на смартфонах участников примерно в обеденное время и во второй половине дня. Ограничений на употребление кофе вне лаборатории ученые не устанавливали.
Ученые не обнаружили существенных различий в структуре сна между двумя режимами пробуждения в течение всего периода ночного сна. Инерция сна отмечалась в обоих режимах пробуждения, что отразилось на когнитивных тестах (скорость арифметических подсчетов, кратковременная память, тест Струпа). В режиме дремоты эта инерция была меньше, при этом участники показали лучшие результаты по арифметической скорости, кратковременной памяти и в тесте Струпа. Исследователи не зафиксировали значительной разницы в уровне кортизола между двумя режимами. Также различий не было и в оценке настроения и сонливости. Примечательно, что утренняя дремота была особенно полезна для людей с поздним хронотипом — «сов».
Также ученые не нашли значимой связи между режимом пробуждения и когнитивных способностей в обеденное время или во второй половине дня, хотя после утренней дремоты участники немного чаще сообщали о том, что чувствуют себя немного сонливее во время обеда и прилагали больше усилий во время тестов во второй половине дня, по сравнению с режимом единовременного пробуждения.
Хотя это исследование позволяет хотя бы частично оценить влияние утренней дремоты с откладыванием времени будильника на когнитивные функции и общее самочувствие, ученым еще предстоят более крупные исследования с большей выборкой и лучшей оценкой состояния организма после пробуждения. Однако эта работа — первый шаг на пути понимания того, как на человека влияет отложенный подъем.
Впрочем, ученые изучают сон экспериментально с разных сторон. Например, недавно мы рассказывали, что продолжительность сна у людей, которые принимали микродозы ЛСД, увеличилась почти на 25 минут.