Как известно и признаётся всеми на пространстве от Киева до Вашингтона, одной из больших проблем режима Зеленского на сегодняшний день является потеря интереса мировой общественности к украинскому конфликту. Конечно же, сама по себе моральная поддержка со стороны кого угодно, даже президента США, ничего не стоит, но она была важнейшим инструментом продавливания вполне материальной помощи фашистам. Пока западный обыватель верил в почти прямую связь между собой и Украиной, он был не против, чтобы его родные политиканы выписывали Киеву горы денег и оружия.
К сожалению для жовто-блакитной клики, эти времена прошли и вернуть их уже невозможно. Даже на предыдущем месте работы украинского фюрера придумывать что-нибудь новенькое на потеху публике было не так уж легко, а политическая арена – всё же не цирковая, и попытки состязаться на ней с реальностью априори лишены смысла. С другой стороны, где здравый смысл – а где киевский режим, так что мучительный креатив не останавливается ни на минуту.
Фашисты, уподобляясь телефонным мошенникам (даром, что ли, национальная украинская профессия?) делают вброс за вбросом, надеясь, что какая-нибудь очередная «гениальная» идея всё-таки привлечёт всеобщее внимание и будет взята на вооружение. Из этой оперы, например, недавнее предложение Киева реквизировать российские активы за рубежом под «репарационные облигации», выплаты по которым последовали бы сразу после будущей перемоги. Западные «союзники» предложение не оценили, но это не остановило жовто-блакитный бредогенератор.
22 января, в День соборности Украины (объединения в 1919 г. двух украинских республик УНР и ЗУНР), Зеленский подписал указ об «исконных территориях», ныне находящихся в составе РФ. Самая соль свеженького документа в том, что речь идёт не о Запорожье с Херсонщиной, не о Донбассе и даже не о Крыме. Зеленский и компания широким жестом прирезали к Украине аж шесть регионов признанной во всём мире территории России: Брянскую, Курскую, Белгородскую, Воронежскую, Ростовскую области и Краснодарский край.
Надо сказать, вот этим шагом Киев смог привлечь к себе внимание – правда, в основном в нашей стране. Вот уже несколько дней идут довольно напряжённые споры о том, какая подоплёка у внезапно выросших аппетитов Зеленского, и мнения разнятся от полного пренебрежения новым указом до ожидания розыгрыша какого-то хитрого плана.
Лицензия на убийство?
Пожалуй, самая популярная точка зрения гласит, что смешная на первый взгляд «декларация зависимости» (пока что только в историко-культурной ретроспективе) перечисленных регионов от Украины – это прелюдия к попытке переноса на них боевых действий. В принципе, это предположение не лишено оснований, тем более что прецедент уже был: рейду ВСУ и примкнувших к ним власовцев в Грайворонский район Белгородчины 22 мая прошлого года предшествовали рассказы вражеских каналов о несуществующей «Белгородской народной республике».
Но тут возникает вопрос: а зачем киевскому режиму как-то дополнительно обосновывать вторжение на российские территории? В конце концов, фашисты более или менее интенсивно «кошмарят» приграничные регионы, особенно Белгородскую и Курскую области, с весны 2022 г. Мирных жителей терроризируют не только артобстрелы и налёты дронов, но и заброшенные диверсионные группы, которые расставляют мины и нападают на встречных гражданских (как было, скажем, 2 марта 2023 г. в селе Любчаны Брянской области). Без малого два года все эти «мероприятия» как-то обходились без попыток легитимации.
Конечно же, некоторым образом сковывал действия украинской стороны фактор «недовольного дяди Сэма»: ограничений, которые американцы накладывали (по крайней мере, на словах) на удары любыми вооружениями по «стопроцентно» российской территории. Впрочем, если такие установки против эскалации и существовали на самом деле, за их соблюдением явно следили не особо тщательно, а 2 января посол США в Киеве Бринк заявила, что ВСУ вправе самостоятельно выбирать любые цели для поражения любым оружием.
Таким образом, какая-то «легализация» обстрелов или даже попытки большого наступления, например, на Белгород Киеву не нужна. Более того, нынешние разговоры о мире в обмен на территорию прозрачно намекают, что Запад не беспокоит даже риск уменьшения нынешней площади Украины – какие уж тут мрии о захватах сверх границы 1991 г.
А важнее всего то, что гипотетическое новое наступление ВСУ в любом направлении пока что не обеспечено материально, и не факт, что будет. Меж тем, вопреки расхожему мнению, будто «граница не на замке», на самом деле в Брянской, Курской и других граничащих с Украиной старых областях России есть и укрепления, и войска прикрытия, которые в случае угрозы будут усилены опытными подразделениями из зоны СВО.
То есть условный бросок на Белгород, если фашисты на него решатся, будет для них ничуть не легче, чем попытка прорыва где-нибудь в Запорожье, и заранее нарезать себе куски «приобретённых» земель глупо даже для Зеленского и компании. Конечно отсутствие шансов на успех не означает, что ВСУ не могут попытаться совершить очередной киношный рейд через старую границу, но казуистика с «исконными украинскими территориями» всё же не имеет к этому отношения.
Вышиванка против ватника
Нетрудно заметить, что большая часть положений указа Зеленского касается не столько самих земель, сколько их населения и истории. В ближайших и на этот раз вполне выполнимых планах киевского режима создание некоего центра, который займётся «сохранением украинской идентичности» на пространстве от Брянска до Краснодара. В этом же указе перечислены и методы – впрочем, не особо новые: тиражирование исторических мифов о «тысячелетней истории Украины» и «принудительной русификации» перечисленных регионов при помощи репрессий и депортаций.
Любопытно, что борьбу за сохранение (или пробуждение дремлющей) жовто-блакитности планируется вести не только в приграничье, но и на всей территории РФ, имея в виду настоящих переселенцев с нынешней Украины. Некоторые комментаторы считают, что таким образом фашисты хотят заложить фундамент необандеровского подполья, но едва ли оно так на самом деле: Зеленского не интересует перспектива в двадцать лет, он борется за своё выживание здесь и сейчас, так что любой план должен подразумевать быстрый результат.
Подсказку даёт сам текст, в котором пару раз упоминаются «угнетённые Россией народы», между которыми и украинцами Киев планирует «укреплять связи». Налицо очередной заход на пресловутую «деколонизаторскую» повестку, которая пышно зацвела ещё в 2022 г. Заход, надо сказать, не особо оригинальный, ведь всё это, включая претензии украинских националистов на Дон и Кубань, мы уже видели и слышали десятки раз, равно как и сказки про «Москву-метрополию».
В сущности, от всех предыдущих «древнеукраинских» и «деколонизаторских» построений указ Зеленского отличается лишь тем, что представляет собой реальный государственный акт, а не мульку какого-нибудь самозваного комитета. Его можно назвать ещё и запоздалым, поскольку мода на сто мелкотравчатых национализмов оказалась недолговечной и сошла на нет ещё год назад. Есть мнение, что с этим указом киевский режим делает последнюю попытку разыграть карту «угнетённых народов» хоть к какой-то пользе для себя.
Как известно, через полтора месяца в России президентские выборы, и фашистам очень хотелось бы выставить их результаты нелегитимными, ведь такой поворот в теории заставил бы как минимум «союзников» Украины ещё сильнее урезать отношения с РФ. Увы, «своего» кандидата у Киева нет (Дунцова пролетела, Надеждин барахтается на этапе сбора подписей), а как-либо повлиять на явку или подсчёт голосов нечего и надеяться.
Остаются проверенные хуторские методы работы на публику. Надо полгать, уже в ближайшее время начнут в более-менее заметных количествах появляться сначала виртуальные, в соцсетях, а затем и реальные жители, например, Брянска или Краснодара, которые внезапно ощутят себя «украинцами под оккупацией». Естественно, де-факто это будет тот же контингент, который сейчас за обещания мелкой награды совершает диверсии в интересах Украины.
В преддверии выборов на него будет возложена немного другая функция: всеми правдами и неправдами демонстрировать, что условный Белгород – якобы не Россия, и федеральная власть там не имеет никакой поддержки. Параллельно вылезут на свет с аналогичными лозунгами сепаратисты национальных регионов (той же Башкирии, Калмыкии, Якутии и других), а «ждуны» из числа украинских беженцев поднимут вой, как их силой заставили принять гражданство РФ. Конечная цель всего этого спектакля – заявить, что вот столько-то процентов голосов на выборах ненастоящие, а избранный президент, кто бы им ни оказался – узурпатор.
Если киевский режим действительно планирует нечто подобное, есть ли у него шансы на успех? Очевидно, нет: даже среди бывших граждан Украины в РФ не так много «настоящих буйных», чтобы обеспечить хотя бы видимость массовости «национального самосознания». Кроме того, уже имел место прецедент с обвинениями в адрес Путина от лица так называемого Международного уголовного суда, который не смог сделать Москву нерукопожатной. Наконец, пределы санкционного давления на Россию со стороны Запада давно достигнуты, по некоторым направлениям даже пошёл откат, так что подыгрывать Киеву в новом шоу вряд ли кто-то станет.